Социальная поддержка пожилым и беспомощным людям должна оказываться обязательно, а не по заявительному принципу, считает руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения г. Москвы Анна Федермессер. Поводом для обращения к теме стала недавняя попытка посторонних людей увезти из хосписа тяжелобольную пенсионерку – как выяснилось, это не единичный случай.
«Социальная защита работает у нас по заявительному принципу: чтобы получить социальную помощь, нужно заявить о своей беде и попросить о помощи. А что, если не заявил? Самые беспомощные — одинокие — в результате могут из-за этого принципа остаться без помощи. И без защиты. Никто за них не просит», – написала она в статье, опубликованной «Известиями».
Сотрудники хосписов постоянно сталкиваются с охотой за квартирами одиноких стариков, отметила Анна Федермессер.
Она напомнила о произошедшей в конце августа попытке увезти тяжелобольную Ирину Сердобольскую из хосписа: «Пожилая, запуганная, истощенная и очень больная женщина пробыла у нас меньше недели, когда к ней пришли Нарине Даниелян и двое мужчин и начали кричать: «Вы преступники, убийцы, вы ее выкрали, похитили, силой удерживаете, вы в сговоре с полицией!». Они, казалось, все отделение заполонили…»
«Посетители» пришли с заявлением, якобы от пациентки, Ирины Сердобольской, где та просила отпустить ее домой в связи с утратой доверия медперсоналу. «Предположим, что я как руководитель организации пошла бы на поводу у Нарине и ее подельников и отпустила бы. Тогда я бы тоже стала соучастником», – пишет Анна Федермессер.
После огласки этой истории руководитель Центра паллиативной медицины получила 16 сообщений об аналогичных случаях. По ее мнению, инцидент выявил системную проблему: пожилые, больные и беспомощные люди оказываются остаются без всякой поддержки, и мошенники пользуются их одиночеством.
«Почему в 2018 году в благополучной стране, в богатейшем городе 66-летняя женщина-инвалид должна быть заперта в дальней комнате своей квартиры, вся переломанная, голодная, с этими своими голубыми глазами и одним только желанием — мира для всех?» – спрашивает Анна Федермессер.
«Если человек болен и беспомощен, если нуждается в комплексной паллиативной помощи (в обезболивании и уходе в конце жизни), то ему должна быть обязательно оказана не только медицинская, но и социальная поддержка», – считает она.
«Не должно быть никакого заявительного принципа. Принцип в другом: мы сами должны эту помощь предложить», – подчеркнула руководитель Центра паллиативной медицины.
Сотрудники хосписа имеют свой алгоритм на случай, когда вокруг пациента суетятся люди, заинтересованные в его недвижимости.
«Если пациент просит позвать нотариуса — позовем, если те, кто «суетится», — воздержимся», – пишет Анна Федермессер.
В истории болезни принято записывать, «кто приходит к пациенту, кто ухаживает, кто навещает и как меняется настроение пациента от этих визитов». В случае необходимости, эти истории болезни передаются в суд по наследственным делам, сообщила она.