Почти половина пациентов, проживающих в отделениях милосердия психоневрологических интернатов, нуждается в обезболивании, но зачастую не получает его, заявила Анна Федермессер, директор Московского многопрофильного центра паллиативной помощи департамента здравоохранения г. Москвы на круглом столе в Совете Федерации.
При этом в отделениях милосердия находится почти треть от общего числа пациентов ПНИ. (Отделения милосердия предназначены для обслуживания принятых на государственное обеспечение престарелых граждан и инвалидов I и II групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью).
«Это четвертая группа ухода, это 1-2 группа инвалидности. Около 80% проживающих в отделении милосердия – лежачие. В отделениях милосердия довольно большой процент смертности, что делает их во многом схожими с отделениями паллиативной помощи и хосписами», – сказала Федермессер.
Результаты мониторинга учреждений Москвы показывают, что в отделениях милосердия живут люди с нарушениями ЦНС, последствиями инсультов, инфарктов и другими заболеваниями. Исходя из расчетов Всемирной организации здравоохранения, более 40% людей с такими заболеваниями и степенью инвалидизации нуждаются в обезболивании, отметила директор Центра паллиативной помощи.
«Открытые данные, которыми делится Москва – менее 1% получают обезболивание в том объеме, в котором оно им показано», – сообщила она.
По словам Федермессер, персонал интернатов зачастую не обучен определять болевой синдром у человека со старческой деменцией, болезнью Альцгеймера, шизофренией и другими психическими нарушениями.
«Я прошу Совет Федерации обратить внимание на лечение болевого синдрома и оказание паллиативной помощи пациентам, проживающим в отделениях милосердия – и в детских, и во взрослых учреждениях. К сожалению, они не охвачены тем, что сегодня является одной из приоритетных программ в России – паллиативная помощь», – сказала она, выступая на круглом столе.
«Как выяснилось, аптеки ПНИ полностью всегда оборудованы и приспособлены для того, чтобы там хранить наркотические препараты. То есть вкладывать средства, чтобы оборудовать эти учреждения специальными помещениями вообще не нужно. Это просто вопрос взаимодействия между департаментами труда и социальной защиты и департаментами здравоохранения. И вопрос желания руководства обращать внимание на то, что чувствуют и от чего умирают подопечные отделений милосердия в ПНИ», – добавила она.
Со своей стороны, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова, которая вела «круглый стол», заявила, что это серьезная «проблема, которая должна вылиться в какие-то решения».
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова указала на необходимость создания службы по контролю за соблюдением прав граждан в психоневрологических интернатах. «Это не просто проблема здравоохранения или социальная, это и глубоко философская проблема. Нужно как можно скорее определить роль, место и статус этой службы», – заявила она в ходе круглого стола.
По данным Москальковой, в 2016 году в интернатах для взрослых проживало почти 155 тыс. человек.
Создание правозащитной службы для пациентов психбольниц обсуждается уже 25 лет
Нюта Федермессер: «Человек к концу жизни не вмещается в стандарты»
В паллиативной помощи нуждаются 56 тысяч москвичей, а получают ее 16 тысяч