В Госдуме проведут дополнительные слушания по законопроекту, запрещающему торговым сетям возвращать поставщикам продукты, не проданные в определенный срок. Продавцы пугают заявлениями о дефиците товаров, к которому якобы приведет такое решение, депутаты говорят о защите отечественных производителей – ведь зарубежные компании и сейчас не принимают назад непроданную еду. Против закона, уже одобренного в первом чтении, возражают Минэкономики и Минпромторг, в его поддержку выступают Минсельхоз, Роспотребнадзор и ФАС.
О возможных последствиях предложенного запрета с точки зрения благотворительного сектора порталу Милосердие.ru рассказала вице-президент Фонда продовольствия «Русь» Анна Алиева. По ее словам, фонд уже сейчас готовится принимать у торговых сетей непроданные продукты, у которых еще не истек срок годности, если продавцам запретят их возврат.
– Нормы, о введении которых идет речь, меняют привычную схему работы, когда все, что остается в магазинах, отправляют обратно на производство. Сейчас продавцы не несут в таком случае финансовых потерь, которые ложатся на производителей еды. Если эти потери возвратятся на сторону торговой сети, то она должна будет искать методы минимизации финансовых рисков.
Уже прозвучали угрозы со стороны торговых центров, что они вынуждены будут во избежание потерь уменьшить объемы закупок продуктов, и мы якобы увидим в магазинах пустые полки. В это, конечно, верится слабо.
Да, в любом случае какая-то оптимизация закупочных процессов нужна. Но работать «в ноль», продавая все, что было закуплено, торговые сети и магазины не могут: спрос непредсказуем, он может испытывать сильнейшие колебания.
Поэтому товары неизбежно будут оставаться. Если закон примут – вероятно, какую-то часть непроданных продуктов ритейл будет отправлять на фермы, на корм скоту, возможно – даже получая какую-то небольшую компенсацию.
Но основная часть того, что еще можно использовать, конечно, должна передаваться людям. И мы уверены, что сможем предложить бизнесу действительно эффективные решения этих проблем.
На самом деле торговые сети и без этого законопроекта хотели бы работать с нашим фондом, передавать невостребованные продукты нуждающимся – и мы ведем с ними об этом постоянный диалог. Проблема – в существующей модели налогообложения, не позволяющей им вернуть НДС за пожертвованные продукты. Он возвращается торговой сети при покупке – но не при бесплатной передаче по договору пожертвования.
По сути, это двойное налогообложение, из-за него еду дешевле уничтожить, чем отдать нуждающимся.
Казалось бы, очевидный выход для торговых сетей – делать на продукцию с истекающим сроком годности крупные скидки, побуждающие покупателей разобрать товар. Увы, все не так просто: насколько мы понимаем, бизнес предполагает, что при такой модели покупатели существенно снизят спрос на обычные товары, и будут ждать дисконта.
Если здесь будет найдено какое-то решение, меняющее налоговую ситуацию (а мы очень активно ведем работу в этом направлении) – схема выгодной передачи продуктовых остатков на благотворительность начнет работать.
Конечно, здесь есть и другие аспекты: например, от продавцов мы будем получать относительно небольшие объемы непроданной еды в широком ассортименте, находящиеся на разных торговых точках, что создаст дополнительные логистические задачи.
Сейчас мы чаще забираем продукты у производителей в одной точке – и развозим по пунктам выдачи. Если будет принят новый закон, мы будем работать с учетом опыта зарубежных стран, где из магазинов собирают для раздачи нуждающимся мелкие продуктовые пожертвования.
Мы прорабатываем новую систему, чтобы наш банк еды в такой ситуации не подводил торговую сеть, вовремя забирал продукты и оперативно передавал нуждающимся. Это будет более тонкая и точная работа, чем та, что мы ведем сейчас.
В настоящее время торговые сети держат продукты на полках до последнего дня их срока годности. Конечно, с просрочкой мы работать не можем, не собираемся, и не будем, вне зависимости от того, примут ли новый закон, или нет. Думаю, что нам удастся найти приемлемое для всех решение, чтобы продукты передавались до истечения сроков годности.
Тогда нуждающиеся смогут употреблять их в пищу, а мы сможем помочь торговой сети минимизировать проблемы, связанные с непроданными остатками.
Это помогло бы и общей экономии ресурсов, и снизило бы остроту экологических проблем, вызванных утилизацией еды.
Наш фонд, действующий как крупнейший в стране банк еды, заинтересован, прежде всего, в том, чтобы накормить нуждающихся. Но вторая важнейшая для нас задача – сократить объемы уничтожения невостребованного продовольствия.
Решения, которые будут способствовать разумному производству и потреблению, полезны – они препятствуют напрасному истреблению ресурсов.
– Насколько, по Вашей оценке, вероятно принятие этого закона?
– Вспомним историю попыток запретить торговым сетям возврат производителям непроданного хлеба. Продавцам тогда удалось добиться того, что вместо запрета было найдено компромиссное решение. Сейчас можно предположить, что вероятность принятия этого законопроекта составляет 50/50. Более точные прогнозы сделать трудно; возможно, что-то прояснится в результате парламентских слушаний.