Доходы 22% граждан России не позволяют
приобретать более, чем необходимый набор базовых продуктов питания, у 28,3% имеется возможность покупки
товаров длительного пользования и не предполагается снижения уровня
жизни. Остальные россияне находятся между зонами бедности и потребительского комфорта, рассказали специалисты из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). 20 ноября там опубликовали последние результаты мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения.
По данным экспертов, в октябре 2018 г. 35,6% граждан находились в зоне потребительского риска – текущие доходы позволяли им обеспечить
нормальное питание и повседневную одежду, но покупка
предметов длительного пользования вызывала крайние сложности, а перспективы повышения материального статуса отсутствовали. Еще 14,1% находились в зоне возможных изменений – боялись в скором времени утратить возможность покупать товары длительного пользования, или надеялись приобрести ее.
«По предварительным оценкам Росстата заработная плата за сентябрь 2018 г. составила 42200 рублей, что в реальном выражении на 7,2% выше уровня сентября прошлого года», – рассказали исследователи, указав, что реальные располагаемые денежные доходы при этом сократились на 1,5%, а реальный размер назначенных пенсий не изменился. В среднем доля доходов населения, потраченных на оплату товаров и услуг, составила в январе-сентябре 2018 г. 78,2%, что выше уровня, наблюдавшегося в такой же период за последние 15 лет. Минимального значения за тот же срок достигла доля доходов, использованных на сбережения (4,2%).
Эксперты отметили рекордные объемы потребительского кредитования, при том, что более 1/5 населения испытывает трудности с возвращением кредитов или опасается таких трудностей.
«В оценках экономической ситуации проявился больший оптимизм, что следует из сокращения численности населения, замечающего перемены к худшему, а также расширения групп населения, ожидающего быстрых улучшений, – заявили в РАНХиГС. – Негативное влияние экономической конъюнктуры ощутили на 6,5% респондентов меньше, чем месяцем раньше. Некоторое оживление потребительской активности приобретает вид устойчивого тренда».
Возможности накопления ресурсов развития, обновления человеческого потенциала, выхода на желаемые стандарты стиля жизни не доступны значительной части респондентов, даже включенных в «зону потребительского комфорта», уточнили авторы исследования. «Обобщая, можно отметить, что на фоне большего оптимизма в оценках
экономической ситуации растет потребительская активность платежеспособной части населения», – пояснили они.