Бессрочное продление льгот для сирот при поступлении в вузы – важная и необходимая, но не достаточная мера, заявляют эксперты в области помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Они считают необходимым распространение подобных мер на среднее профессиональное образование.
«Для поступления ребятам необходимо набрать минимальный балл по каждому предмету, – рассказала Милосердию.ru программный директор БФ «Дети наши» Александра Горячева. – И нам очевидно, что ребята, выпускающиеся из сиротских учреждений, имеют более низкий уровень знаний, чем их сверстники, растущие в семье. У этого много причин: снижение мотивации из-за отсутствия близкого значимого взрослого и пережитого травмирующего опыта, просто отсутствие условий, при которых ребенок может достичь лучших результатов в учебе и больше ею интересоваться – например, невозможность оплаты репетиторов для подготовки к экзаменам.
Пока есть некоторая недоработанность вопроса получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Чаще всего ребята из детских домов выбирают не ВУЗы, а ССУЗы, то есть среднее профессиональное образование, а не высшее – так им проще, и требования у ССУЗов ниже, хотя все чаще мы сталкиваемся с тем, что и конкурсы в колледжах достаточно высоки. Поэтому стоит задумается о создании такой же квоты в средне-специальных учебных заведениях.
Но существует еще ряд проблем: для воспитанника детского дома большая удача определиться с тем, чем он хочет заниматься в будущем и выбрать учебное заведение и специальность, ориентируясь на свои желания и интересы. Как правило, для этого требуется дополнительная поддержка, профориентационная работа. Часто ребята выбирают путь наименьшего сопротивления – куда возьмут или поступают все вместе, чтобы не оставаться в одиночестве, в один колледж, на одну специальность.
Здесь мы можем говорить о том, что важно создавать не только льготы, но и условия, при которых у детей, оставшихся без попечения родителей, будут увеличиваться шансы поступить в любое выбранное учебное заведение. Это крайне сложно сделать в условиях институционального воспитания, и мы постоянно сталкиваемся с тем, что велик риск того, что в любой момент ребенок может бросить обучение, не справиться с нагрузкой.
Поэтому, если сложилось так, что ребенок воспитывается в учреждении и не произошло его устройство в семью, важно подготовить его к самостоятельной жизни, научить справляться с трудностями, помочь реализовать свой потенциал. Сейчас многие НКО, равно как и наш фонд, работают в этом направлении, реализуя различные практики – репетиторство, профориентационные занятия, программы наставничества и так далее. Хочется лишь, чтобы учреждения были более открыты к такому сотрудничеству и партнерству в интересах детей».
«Конечно, каждое поступление ребенка-сироты в вуз для нас праздник,- заявил ранее гендиректор Центра развития социальных проектов, руководитель проекта «Усыновите.ру» Армен Попов. – Но эта история замечательная, но редкая. А вот СПО (среднее профессиональное образование – прим.) более актуально и более востребовано, ведь по уровню знаний наши ребята больше подходит системе среднего, а не высшего образования.
Но в хороших колледжах очень высокий конкурс. И подавляющее большинство наших детей из-за своих троечных аттестатов оказываются неконкурентоспособными: над ними-то, в отличие от «домашних» детей, дедушки-бабушки постоянно не стоят, за уроки не загоняют и репетиторов не нанимают! Вот и остаются эти дети за бортом, и идут туда, куда их берут, а не туда, где они хотели бы учиться. А потом получают образование, которое им не нужно, и работу, которая им не интересна, и куда не хочется идти».
«Выход один: к закону «Об образовании в РФ» «нужны новые поправки, вводящие в системе СПО квоты для детей-сирот. Есть законодатели, у которых данная идея находит понимание, и мы с ними работаем»,- подчеркнул Армен Попов.
Закон о бессрочном продлении льгот при поступлении в вузы для лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был утвержден в феврале 2021 года. Он закрепил право сирот на поступление вне конкурса на бюджетные места в вузах в пределах установленной для них квоты.