На пресс-конференции в информационном агентстве «Национальная служба новостей» на тему «Почему в России онкобольные предпочитают смерть лечению?» член комитета Совета Федерации по социальной политике, врач-педиатр Владимир Круглый отметил, что все случаи самоубийств онкологических пациентов ужасны, но нельзя заявлять, что все они произошли из-за невыносимой боли.
Росздравнадзор изучает каждый подобный факт, и часто выясняется, что среди причин трагического исхода – еще и неполная доступность средств по лечению самого
онкологического заболевания, плохая организация паллиативной помощи в целом и т.п. Боли у человека еще не начались, но он уже отчаялся.
Президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер согласилась с представителем СовФеда, что проблему суицидов нельзя упрощать и сводить ее к обезболиванию или к последствиям муссирования темы в СМИ.
«Никто не выходит с балкона оттого, что оттуда вышел сосед. Это продуманное и осознанное решение большинства больных, выбравших такой путь. Далеко не все они страдали от боли, но страдали от отсутствия помощи, от одиночества, страха, невостребованности врачами, друзьями, родственниками и коллегами по работе. Если онкологический больной размышляет о самоубийстве, он думает скорее всего о том, что облегчит тем самым жизнь родственникам. Нужно, чтобы ему говорили, что такой шаг, напротив, отяготит их жизнь невероятным чувством вины: они будут всю жизнь думать о том, что чего-то не доделали, не додали.
Эту ситуацию 501-й закон об упрощении доступа к обезболиванию никак не решит», – считает Нюта Федермессер.
Выходом должно стать развитие паллиативной помощи, особенно ее амбулаторного звена. Во всем мире паллиативную помощь определяют как медико-социальную, и только в России в законе об охране здоровья она описана как вид медицинской помощи.
«В конце жизни медицина не может стать исчерпывающим помощником для человека. Ему нужно уладить отношения с родными, с кем-то помириться, решить вопросы наследства, ему нужна психологическая помощь и качественный уход. Медицина этого всего не решит, и в паллиативной помощи она должна сотрудничать с социальными службами, конфессиями», – сказала представитель фонда.
Член комитета Государственной Думы по охране здоровья, заслуженный врач России Салия Мурзабаева согласилась, в свою очередь, что министерство социальной защиты населения должно организовать обучение специалистов по уходу, поскольку медицинские работники не могут полностью обеспечить ни заботу, не снабжение всех больных средствами ухода и реабилитации.