«Коалиция по готовности к лечению» (ITPC) проанализировала закупки тест-систем для оценки лечения ВИЧ за 2020 и 2021 годы. По данным ITPC, доля импортных тестов на определение иммунного статуса – 97%, на определение вирусной нагрузки – 31%, на определение резистентности к лекарствам против ВИЧ – 72%.
ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора ответил общественному движению «Пациентский контроль», что «сложностей в производстве наборов реагентов для определения резистентности и вирусной нагрузки нет». Но тесты на резистентность выполняются на анализаторах американской компании Applied Biosystems, которые требуют использования специальных реагентов и расходных материалов этой же компании. «Если Applied Biosystems прекратит поставки расходных материалов и реагентов в Россию, выполнение исследования на лекарственную устойчивость будет невозможно», – говорится в ответе заведующего Специализированным научно-исследовательским отделом эпидемиологии и профилактики СПИДа Вадима Покровского.
«В ближайшее время заменить иностранные тесты на ВИЧ невозможно, так как эта отрасль не была предметом внимания российских производителей. Все всегда можно было завезти и купить, осознания того, что мы зависимы от импорта, не было. Оборудование в регионах также иностранное, оно требует обслуживания компаниями-производителями и их расходников», – пояснила РБК руководитель отдела мониторинга ITPC Наталья Егорова.
Чтобы достичь целей российской стратегии по противодействию ВИЧ-2030, которая предполагает 95%-ное выявление случаев заражения ВИЧ, охват антиретровирусной терапией людей с вирусом, подавление вирусной нагрузки ниже порога определения у принимающих терапию, ITRC предлагает:
- ускорить разработку и внедрение тестов российского производства и преодоление импортозависимости;
- рассмотреть вопрос о централизации закупок тест-систем – крупные закупки позволят снизить цены;
- увеличить финансирование из федерального и региональных бюджетов на средства диагностики;
- ввести расширенный мониторинг резистентности к препаратам, чтобы минимизировать ее распространение;
- снизить цены на тест-системы, чтобы увеличить охват тестированием.