Количество людей, признанных инвалидами, сократилось с 12 690 000 в 2013 году до 12 420 000 в 2015 году. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства труда, передает ТАСС.
Ранее число людей с инвалидностью в России росло с 1995 по 2007 год, увеличившись с приблизительно 6 300 000 до 13 290 000 человек. В результате передачи полномочий по проведению МСЭ из регионов в федеральный центр, с 2007 года их число сократилось в общей сложности примерно на 1 000 000 человек.
Мониторинг Минтруда показал, что значимых изменений в структуре первичной и повторной инвалидности за 2015 год не произошло, сообщила директор департамента этого министерства по делам инвалидов Минтруда России Анна Гусенкова.
«Люди, которые по степени нарушения здоровья нуждаются в мерах социальной защиты, по-прежнему будут их получать. Каких-либо изменений в объеме социальных выплат и льгот не вводится», – заявила она.
По словам члена Общественной палаты РФ Владимира Слепака, нынешнее снижение количества инвалидов может быть связано с практикой применения в 2015 году приказа 664н Минтруда (в настоящее время отменен), устанавливающего балльную систему оценки инвалидности, при которой оценивается не только сам факт болезни, но и возможности самообслуживания, вовлеченность больного в социальную жизнь, и т.д. В результате получалось, что «людям, которым уже была установлена группа инвалидности, она снимается, а при первичном обращении в учреждения МСЭ, инвалидность не назначается», рассказал Слепак.
«Если пациент видит, что ему даны диспропорционально низкие баллы, он сможет более обоснованно опротестовать решение комиссии», – сообщил корреспондентам сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев, поддержавший введение новой системы оценки инвалидности.
При этом он считает необходимым отделить от установления инвалидности право на получение бесплатных лекарств, и выдавать их по факту заболевания.
«У нас толпы, миллионы людей идут получать инвалидность ради бесплатных лекарств. Привязывая лекарственную терапию к инвалидности, мы подталкиваем людей получать инвалидность», – подчеркнул Жулев.
Также эксперт заявил о необходимости реализации существующих положений закона о независимой экспертизе. «Но мы должны понимать, что независимая экспертная оценка не может автоматически дезавуировать решение МСЭ, порядок остается тот же: либо она должна признаваться МСЭ при апелляции, либо должна работать на уровне судебной системы», – пояснил Юрий Жулев.
По словам главы Лиги пациентов Александра Саверского, около четверти обращений в эту организацию составляют жалобы на качество медико-социальной экспертизы, устанавливающей инвалидность. Такое положение сохранилось и после введения приказа Минтруда № 1024н, заменившего приказ 664н и установившего ряд более точных определений.
«Новый приказ Минтруда не исправил ситуацию. Вся эта классификация – высшая математика для обычных людей», – заявил Саверский.
По его мнению, сделать медико-социальную экспертизу более эффективной могло бы участие лечащего врача пациента в работе комиссии, возможность приглашения на контрольный осмотр представителя пациента, создание особого контрольного органа, который надзирал бы за деятельностью бюро МСЭ, или передача контроля уполномоченной на это НКО.
«Но наиболее перспективным и эффективным представляется вариант передачи полномочий МСЭ врачебным комиссиям, которые сейчас существуют при поликлиниках», – подчеркнул эксперт.
В настоящее время Минтруд ведет совместную работу с Минздравом по формированию института независимой медико-социальной экспертизы, сообщили в министерстве.
Также там готовится проект по оценке удовлетворенности инвалидов качеством предоставления услуг по медико-социальной экспертизе и обеспечению техническими средствами реабилитации, обсуждавшийся 24 февраля на заседании Общественного совета при министерстве. Предполагается, что мнения людей с инвалидностью будут собраны путем анкетирования.