Психологи выяснили, почему приемных подростков в сельской местности возвращают обратно в учреждения. Чаще всего у родителей завышенные ожидания от приемных детей. Так считают более 75% опрошенных специалистов. Трудное поведение (воровство, агрессия) назвали почти 74%, низкую компетентность и незрелость родителей в вопросах воспитания – также почти 74%
Исследование «Линия возврата» подготовлено по заказу благотворительного фонда «Бюро добрых дел». Его провела группа специалистов под руководством педагога-психолога Алексея Газаряна, методолога Центра доказательного социального проектирования МГППУ. Отчет о результатах опубликован.
Были опрошены приемные родители, специалисты органов опеки и попечительства, педагоги-психологи, воспитатели и дети. Опрос проводился в малых городах и селах российских регионов с апреля 2020 года по февраль 2021 года.
«Когда я узнала, что он открывает замки и влазит в спальню, когда я на работе… Как это — залезть в закрытую комнату, зная, что мать на работе? Я его воспринимала, как своего ребенка, поэтому для меня это было шоком», – рассказали исследователям приемная мама.
«Я вообще хотела сделать достойного мальчика. Я хотела даже офицером сделать. У меня сын старший — офицер. Я думала, пойдет по его стопам, думала, будет такой же честный, порядочный. Хотела хорошего, какой-то девушке радость будет, семью создадут, дети будут. Такой был героизм у меня. Двоих воспитала, и третьего воспитаю», – написала другая приемная мама
«Одни ожидают, что приход ребенка в семью даст что-то хорошее, а они ожидают, что будут выступать в роли благодетелей. Есть ожидания, что ребенок поможет справиться с какими-то личными переживаниями, помочь в проживании каких-то своих травм. Приемный ребенок не может это собой реализовать», – сообщил эксперт.
Исследователи назвали и внешние факторы возврата детей: родители поздно обратились за помощью – чуть более 75%. В других случаях отмечено слабое межведомственное взаимодействие (38,46 %) и нехватка помогающих сервисов и специалистов (36,92 %).
Большинство специалистов считают, что опыт возврата наносит серьезный психологический вред, как ребенку, так и приемным родителям. И он допустим только в исключительных случаях.
Вернуть подростка возможно только в случае риска для его жизни и здоровья, в остальных – нужно сохранить его в семье, считают большинство экспертов (46 %)
Когда он на пользу интересам ребенка, он нежелателен, но возможен, если все попытки провалились (почти 42%).
Руководитель проекта, Алексей Газарян, сам приемный отец, написал:
«Очень надеюсь, что полученные результаты помогут найти решения, чтобы приемные родители и их приемные дети жили крепче и дружнее, а если случится все же расстаться или изменить формат общения — чтобы удавалось сделать это с минимальным ущербом друг для друга, достойно и с уважением».
На основе полученных данных исследователи делают вывод, что на федеральном, региональном и локальном уровнях требуется комплекс преобразований и мер для предотвращения возврата детей или сведения к минимуму его негативных последствий.