Эксперты по защите прав и доступности транспорта для людей с инвалидностью считают, что идея ограничения числа инвалидов на авиарейсах в определенных условиях может быть оправданной. С таким предложением недавно выступил гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков.
«Все мы знаем, что в случае задымления, пожара, экипаж обязан провести немедленно эвакуацию всех пассажиров. Мы прекрасно понимаем, что имея 10 пассажиров с ограниченным возможностям на борту, они практически все там и останутся.
По европейским правилам, количество пассажиров с ограниченным возможностям не должно превышать количество здоровых пассажиров.
Невозможна ситуация, когда на борту будет 30 инвалидов, 100 детей и 22 взрослых»,— заявил руководитель компании, выступая на Втором открытом форуме Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.
По его словам, ранее «Победа» уже обращалась с подобным предложением в Минтранс. Однако, ограничение числа пассажиров с инвалидностью там сочли нарушением конституционных прав, рассказал Калмыков, попросив прокуратуру о содействии.
Возмущение предложением авиакомпании «Победа» выразила глава комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, инвалид по зрению Диана Гурцкая.
«Я намерена поднять данный вопрос на заседании комиссии при президенте России по делам инвалидов 14 декабря.
Ситуация вопиюща и аморальна.
Этой так называемой бюджетной авиакомпании мало скандалов с детьми и матерями. Теперь они предложили ввести настоящую сегрегацию в отношении инвалидов. Странно то, что это прозвучало на форуме транспортной прокуратуры и не получило реакции правоохранителей», – заявила она корреспондентам РИА Новости.
«Данное предложение вначале вызовет негативную реакцию, но на самом деле оно имеет смысл. Действительно, могут возникнуть определенные трудности при эвакуации в том случае, если на борту находится большое количество людей с ограниченными возможностями», — рассказал РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Он напомнил, что у авиаперевозчиков есть определенные правила рассадки людей с ограниченными возможностями в самолете. «Вовсе не из дискриминационных побуждений их не сажают рядом с аварийными выходами, а потому, что при возникновении форс-мажора на борту любая задержка может оказаться фатальной», — пояснил Роман Гусаров.
«Необходимо понять, что данное предложение прежде всего в интересах самих людей с ограниченными возможностями, ведь идет речь об их собственной безопасности», — подчеркнул эксперт.
«На мой взгляд, такие меры могут быть приняты, если в этом действительно есть какая-то целесообразность,- прокомментировала порталу Милосердие.ru эксперт по доступным путешествиям для людей с ограниченными возможностями, инвалид-колясочник Светлана Нигматуллина. – Я сама часто летаю, и склоняюсь к тому, что сначала на борту должна быть обеспечена безопасность, а потом уже комфорт и все остальное.
Бывают разные ситуации, например – аварийное приземление самолета, когда нужно срочно выгрузить пассажиров».
Инвалидные коляски практически никогда не используются во время полета – обычно пассажиров с них пересаживают на кресла, пояснила эксперт. Коляску, если позволяют ее размеры могут положить на полку, или же – сдать в багаж. Электрическое кресло сдают в багаж, а пассажира довозят до его места на специальной коляске, которая есть в аэропорту. Для перевозки человека на носилках в салоне используют ряд кресел, на которые его перекладывают.
«Людей на колясках завозят в салон первыми, чтобы не мешать проходу других пассажиров, и вывозят после посадки последними, – пояснила Светлана Нигматуллина. – Конечно, если будет большое количество колясочников, время посадки и высадки неизбежно увеличивается. На одного такого пассажира, как я, уходит от 10 до 15 минут».
«Действительно, есть информация, что таки ограничения введены некоторыми авиакомпаниями в зарубежных странах, – рассказал порталу Милосердие юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен. – Что касается данного предложения – нужно смотреть, по какому критерию в «Победе» хотят ограничить число людей на борту.
Если речь идет просто о людях с инвалидностью – то это, конечно же, имеет явные признаки дискриминации.
Если же ограничение предлагают ввести по признаку нуждаемости в специальном сопровождении, дополнительных услугах – здесь уже можно будет обсуждать, насколько это обоснованно. Здесь потребуется в первую очередь определить, что входит в число специальных и дополнительных услуг. Допустим, является ли дополнительной услугой сопровождение незрячего пассажира к месту посадки, или помощь в пересадке с коляски на сиденье?
Если рассматривать эти вопросы с точки зрения российского законодательства, в том числе Закона о социальной защите инвалидов и других подзаконных актов, о доступности транспортных услуг – то получается, что эти услуги не являются специальными в том контексте, в котором это говорится в предложениях авиакомпании. Соответственно, нуждающиеся в них пассажиры не должны включаться в число тех людей, количество которых ограничивается.
С другой стороны, понятно, что слишком большое количество людей, которые нуждаются в специальном сопровождении, дополнительных услугах, разумеется, авиакомпания не может себе позволить, в том числе и по соображениям безопасности.
Есть какой-то предел количества пассажиров с ограничениями, которых авиакомпания может себе позволить обслуживать на должном уровне удобства, безопасности».
Регулировать число пассажиров с ограниченными возможностями допустимо, если для этого будут введены корректные критерии, на уровне не отдельной авиакомпании, а федерального законодательства, уверен эксперт. Принимать такие критерии необходимо по результатам открытого общественного обсуждения, с участием людей с инвалидностью и их организаций, подчеркнул юрист РООИ «Перспектива».