Президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова и директор Благотворительного фонда «Семьи СМА» Ольга Германенко прокомментировали расширение списка медицинских изделий, которые государственным и муниципальным медучреждениям не следует закупать у зарубежных производителей.
«Это не только аппараты ИВЛ, это и аппараты с подачей обезболивания, это импланты, которые ежегодно применяются в тысячах операций по раку молочной железы, это огромное количество расходных материалов импортного производства, аналогов которых, к сожалению, пока нет в России, – сказала «Милосердию.ru» Ирина Боровова, президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!». – Не будет имплантов хорошего качества – не будет операций в этой области. Не будет качественной аппаратуры ИВЛ – не будет достойного сопровождения паллиативных пациентов. Не будет качественных расходных материалов, в том числе перевязочных, – будут последствия недостаточного ухода. На мой взгляд, это катастрофа.
Подобные ограничения мешают здоровой конкуренции. Импортные товары должны присутствовать на рынке, тогда будет повышаться качество у наших производителей. К сожалению, пока что расходные материалы отечественного производства проигрывают зарубежным. Я патриот и хочу развития российской промышленности, но это не должно идти в ущерб лечению пациентов».
«В 2015 году вышло так называемое постановление «третий лишний» – об ограничении государственных закупок иностранных лекарств. Тогда была первая попытка включить в перечень аппараты ИВЛ. Вторая попытка была в 2018 году, но общественникам удалось ее «отбить», – рассказала «Милосердию.ru» Ольга Германенко. – Не знаю, с какими экспертами консультировался Минпромторг, в очередной раз предлагая то же самое, ведь особых изменений на рынке медицинской техники не произошло.
Позиция общественников такова: прежде чем что-то запрещать и ограничивать, необходимо позаботиться о развитии в России производства аналогичного по качеству товара. Я бы с удовольствием посмотрела на аппарат ИВЛ российского производства – легкий, портативный, с которым можно плавать в бассейне, дышать неинвазивно без потери качества вентиляции, без потери качества жизни. К сожалению, я такой техники пока не видела.
Ограничения повлияют не только на обеспечение больниц. Вот уже несколько лет мы боремся за то, чтобы дети, которые нуждаются в длительной вентиляции легких, имели возможность использовать аппараты ИВЛ за счет государства на дому. Большие надежды возлагались на субсидии, которые по поручению президента выделяются на оказание паллиативной помощи. И вдруг, такой удар.
Помимо аппаратов ИВЛ в перечне много других пунктов. Например, российские бинты могут не подходить детям-бабочкам, которые нуждаются в других перевязочных средствах. Или системы для неонатального скрининга. Программа скрининга новорожденных в России не обновлялась довольно давно. В нее входит только пять заболеваний, хотя во всем мире эти программы расширяются. По нашей нозологии скрининг значительно улучшил бы ситуацию с выявлением и ранней терапией.
В перечне есть кресла-коляски, медицинские кровати, опоры для сидения – огромное количество технических средств реабилитации. Это означает, что индивидуальный подбор ТСР для детей-инвалидов станет невозможен».