29 марта стало известно, что единый реестр получателей наркотических лекарственных препаратов будет сформирован к 1 ноября. Об этом на заседании Попечительского совета при правительстве РФ заявила вице-премьер Ольга Голодец. По ее словам, это позволит отслеживать оказание помощи по обезболиванию конкретным больным и облегчит получение необходимых им препаратов.
Портал Милосердие.ru публикует поступившие в редакцию отзывы экспертов о перспективах применения новшества и возможных при этом проблемах.
«Это сыграет свою роль в первую очередь в облегчении доступа к сведениям о пациенте, – считает профессор кафедры анестезиологии-реаниматологии и неотложной педиатрии СПбГПМА, врач анестезиолог-реаниматолог СПб ГАУЗ «Хоспис (детский)» Глеб Ульрих – Любая электронная система – это касается не только реестра больных, нуждающихся в наркотических обезболивающих препаратах, но в целом наличия данных о заболевании того или иного человека – позволяет медицинскому персоналу различных учреждений координировать свои действия», – говорится в сообщении, распространенном пресс-службой хосписа.
При этом врач выразил свою обеспокоенность тем, что хорошая инициатива столкнется с бюрократическими препятствиями: «Крайне важно, чтобы доступ к системе был у любого врача, имеющего право на выписку наркотических анальгетиков. Если будут вводиться какие-то ограничения, система не будет работать», – подчеркнул он.
На данный момент нет информации о том, будет ли создан отдельный реестр детей с тяжелыми заболеваниями, нуждающихся в сильнодействующих обезболивающих. По словам Глеба Ульриха, таких детей по сравнению со взрослыми не очень много – это связано со спецификой распространения онкологических заболеваний (у взрослых они встречаются чаще). Поэтому, считает Ульрих, если у педиатров, детских онкологов и других врачей, работающих с детским населением, будет доступ к реестру, то сведения о детях и взрослых можно объединить в единую систему.
Несмотря на то, что ситуация с доступом пациентов к наркотическим анальгетикам в целом значительно улучшилась, необходимо предпринять меры по уменьшению бюрократической нагрузки на врачей, выписывающих такие препараты, считает Ульрих.
«При назначении наркотического обезболивающего препарата оформляется огромное количество бумаг. Очень высока ответственность за возможные ошибки, связанные с выпиской, хранением, списанием лекарств. Я считаю законодательство в этой области избыточно жестким. Конечно, и во врачебной среде потенциально могут быть преступники, но на самом деле в подавляющем количестве случаев наркотические анальгетики назначаются по показаниям, тогда, когда они реально необходимы.
Вряд ли медицинская общественность является значимым источником немедицинского оборота наркотиков», – сказал Ульрих. «Мне также кажется необходимой отмена нормы, по которой наркотический анальгетик можно получить только по месту регистрации. Сейчас получается, что мы привязываем человека к определенному адресу, тем самым нарушая его право на свободу перемещения», – добавил он.
«Создание реестра больных, нуждающихся в обезболивании, не решит всех проблем на текущий момент, – рассказала порталу Милосердие.ru кандидат медицинских наук, директор по научно-методической работе БФ «Детский паллиатив», доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Наталья Савва.
– Что делать, когда человек еще не попал в реестр, а уже страдает от боли? Не будет ли отсутствие пометки о необходимости обезболивания дополнительным препятствием на пути получения наркотических анальгетиков?
Людей, которые нуждаются в обезболивании – очень много. Врачи часто недооценивают боль и не назначают лекарства с формулировкой «нет показаний». Мы также нередко сталкиваемся с ситуацией, когда рецепт не выписывается, потому что в аптеке нет нужного препарата. Может начать с того, чтобы отслеживать наличие в аптеках лекарственных анальгетиков, и в том числе детских форм и дозировок?
Список показаний к наркотическому обезболиванию гораздо шире реестра онкологических больных, которого пока нет. В наркотических анальгетиках могут нуждаться пациенты с различными заболеваниями неонкологического характера. Это также могут быть любые острые состояния, когда требуется временное назначение препаратов».