Доступу социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг препятствует ряд барьеров, рассказал на заседании Совета при правительстве РФ по попечительству в социальной сфере Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, руководитель секции Совета «Поддержка СО НКО и их участия в оказании услуг в социальной сфере».
Ключевой вопрос – тарификация. По закону, социально ориентированные НКО (СО НКО) имеют право на компенсацию из бюджета в том случае, если они оказали вместо государственного учреждения услугу гражданину, признанному нуждающимся в этой услуге.
Тарифы, определяющие размер компенсации, формируются на уровне регионов. По мнению общественников, эти тарифы порой выглядят «странно».
«Если мы посмотрим на тарифы этого лета…, мы увидим цифры, не имеющие отношения не только к экономической обоснованности, но и в принципе к каким-то реальным расчетам расходов», – сказал Александр Спивак.
Например, такая услуга как социально-психологическое консультирование по вопросам семейных отношений оценивается в Кемеровской области в 1 рубль 10 копеек, в Оренбургской области – 24 рубля 91 копейка, в Липецкой области – 20 руб., в Тамбовской области – 60 руб. и т.п. Тарифы могут отличаться в зависимости от учреждения, которое оказывает услугу, здесь указаны самые низкие планки. Тем не менее, социально-психологическое консультирование – это то, что делает специалист с высшим профессиональным образованием, регулярно повышающий свою квалификацию, подчеркнул Александр Спивак.
Два года назад Высшая школа экономики провела исследование, которое показало, что в 25% регионов тарифы на социальные услуги ниже заработной платы специалистов, оказывающих эти услуги в государственных учреждениях. «То есть если бы государственное учреждение работало в пределах этого тарифа, оно бы не свело концы с концами», – уточнил Александр Спивак.
По мнению Александра Спивака, необходимо дать рекомендации регионам, как правильно рассчитывать тарифы на оплату социальных услуг СО НКО.
«Когда видишь тариф «10 рублей в час за уход на дому», становится понятно: в регионе не хотят, чтобы поставщики работали», – прокомментировал эти цифры Леонид Колтон, директор межрегиональной общественной организации инвалидов и пенсионеров «Еврейский благотворительный центр «Забота Хэсэд Авраам»» (Санкт-Петербург). По его словам, в ряде регионов, где на рынок социальных услуг НКО все-таки вышли, происходят регулярные задержки с оплатой их работы.
В Ростове-на-Дону, например, есть организации, которые не могут получить плату за социальные услуги, оказанные еще в 2017 году. В Нижнем Новгороде жалуются на невыплаты за 2018 год. «У нас в Санкт-Петербурге не полностью оплачен апрель 2019 года», – сообщил Леонид Колтон.
«Задержки по выплатам происходят повсеместно», – подтвердила член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова. «Вхождение НКО на рынок социальных услуг происходит не системно, а в режиме подвига», – заявила она.
Муниципальные органы соцзащиты не понимают объема потребностей населения в социальных услугах, считает Леонид Колтон. Они руководствуются впечатлением, что спрос уже удовлетворен. «В результате они не могут спланировать бюджет», – заключил он.
Зачастую проблемы возникают из-за того, что НКО оказывают комплексные услуги, включающие компоненты, которые внутри традиционной системы финансируются по линии разных ведомственных бюджетов – социальной защиты, здравоохранения, образования.
Пример – сопровождаемое проживание. «Оно мыслится как единая технология и единая услуга с конкретным результатом. Но части этой услуги в традиционной системе государственного финансирования приписаны к разным ведомствам», – отметил Александр Спивак.
Кроме того, в некоторых регионах все бюджетное финансирование, предназначенное для оплаты социальных услуг некоммерческого сектора, достается крупным НКО, возникшим после реорганизации государственных учреждений. В результате оказывается затруднен выход на рынок для НКО, созданных инициативными гражданами, сказал эксперт.
Многие проблемы, препятствующие развитию конкурентных механизмов в социальной сфере, разрешатся после принятия закона о государственном социальном заказе, следует из выступления на Совете заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова. Закон «определит объем обязательств, которые берет на себя государство», сказал он.
По мнению Алексея Лаврова, закон устранит недопонимание между работниками финансовой и социальной сферы. «Впечатление, что они просто на разном языке разговаривают, – отметил заместитель министра. – Я искренне не понимаю, как можно предъявить бюджету объем оказанных услуг и сказать: платите. А у нас это в бюджете есть? Нет. Но все равно платите, мы же оказали эти услуги. Что-то не срабатывает на уровне взаимопонимания».
Законопроект о государственном социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере был принят в первом чтении еще в декабре, но его второе чтение пока откладывается. По мнению некоторых экспертов, документ несет в себе риски «перемещения объема услуг в негосударственный сектор», «сокращения сети государственных учреждений» и «снижения ответственности органов власти за качество оказанных услуг».
В сопроводительных документах к законопроекту говорится, что он направлен на создание одинаковых условий в сфере финансирования и налогообложения для государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению. В настоящее время они находятся в заведомо неравных условиях, отмечают авторы проекта.
Задача обеспечить поэтапный доступ социально ориентированным НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, была поставлена президентом еще в 2015 году.