Привлекшие общественное внимание трагедии с детьми в родных и приемных семьях – следствие не только непреодолимых и непредсказуемых обстоятельств, уверена президент БФ Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. О возможных решениях в области профилактики несчастий и злоупотреблений она рассказала порталу Милосердие.ru. Поводом для обращения к этой теме стала история с обнаружением в Москве девочки, оставленной без попечения и воспитания, вероятно, в связи с психическим заболеванием матери.
«Конечно, невозможно полностью исключить случаи, когда ребенок становится жертвой в своей собственной семье. Но способы снизить их количество есть.
Можно сделать систему защиты прав детей более понятной и прозрачной для семей, а помощь – более доступной.
Нужно понимать, что между тотальным контролем семьи, и полной «невидимостью» ребенка для государства лежит огромное количество вариантов», – подчеркивает эксперт.
По словам Елены Альшанской, если речь идет о маленьких детях, тем более в ситуации, когда ребенок воспитывается единственным взрослым, нет других помогающих взрослых рядом, необходима система доступных помогающих служб.
«И конечно же сегодня по закону, патронажная сестра обязана посетить ребенка после родов, в том числе, чтобы помочь маме разобраться в каких-то базовых вопросах ухода, – поясняет Елена Альшанская.
– Но больше никаких обязанностей законодательно не за кем не закреплено.
В таких ситуациях мне кажется, важно чтобы у той же патронажной или медицинской сестры была задача интересоваться жизнью ребенка первые пять лет жизни. Предлагать помощь. Если ребенок, например, не посещает врачей – нужно пригласить узнать, в чем дело, попросить, допустим, принести документы о его здоровье из частной клиники, если он обслуживается там, а не в государственной.
Люди резонно боятся государственного контроля – они чувствуют себя уязвимыми.
Нет гарантий профессионализма и объективности. Вообще, нет ничего приятного в том, чтобы быть объектом проверок – вдруг что у тебя не так. А человек, который реально в трудной жизненной ситуации – и так уязвим, и ситуацией контроля: «ну как, ты уже упал, или нет?» – можно часто подтолкнуть к падению.
Поэтому вопрос профилактик преступлений против детей, как ни странно это звучит, «лечится» не тотальным контролем и «выявлением» – а доступной помощью и вниманием государства к семье. Но вниманием, цель которого – помочь создать нормальные условия для развития ребенка, а не поймать семью на ошибках и промахах и наказать.
Сейчас, чтобы получить необходимую помощь, семья должна собирать множество бумаг, доказывать свою нищету.
Этого быть не должно. Нужна доступная, бесплатная поддержка для всех – тогда те, кто мог «упасть», с большой долей вероятности не «упадут»».
Кроме этого, обществу важно привить неприятие насилия к детям, уверена Елена Альшанская – по ее словам, грань между легкими наказаниями детей и их избиением часто пересекается незаметно.
У «Волонтеров в помощь детям-сиротам» есть опыт сопровождения и поддержки семей, где у родителей есть психиатрические диагнозы, рассказала руководитель фонда. «Нужно понимать, что это всегда очень сложная история, и далеко не всегда достигается положительный результат, – подчеркивает Елена Альшанская.
– Многие родители в таком состоянии способны адекватно заботится о своем ребенке – но обязательно нужно привести их к необходимости регулярного получения адекватной психиатрической помощи.
Если это происходит, если человек контролирует свое состояние, регулярно принимает медикаменты – успех возможен, ремиссия может продолжаться и всю жизнь. Если родитель отрицает необходимость лечения, если он неадекватен – невозможно оставлять с ним ребенка в таком его состоянии. Нужен другой, вменяемый взрослый – в лучшем случае родственник, или уже другая, приемная семья…
С предложениями лишать душевнобольных родительских прав согласиться нельзя.
Психическое заболевание, как и любое другое – это ограничение жизнедеятельности. Если человек при этом не опасен для своего ребенка, не агрессивен по отношению к нему, способен выполнять родительские обязанности – какая разница, есть диагноз или нет?
То же касается и предложений о каком-то специальном учете или регулярных проверках имеющих такие диагнозы родителей. Проверка не помогают, они лишь создают стресс. Нужны не регулярные проверки, а регулярная помощь».