Православные общественные организации имеют значительный опыт в оказании социальных услуг, и могли бы выступать в роли их поставщиков, получая бюджетное финансирование, уверена эксперт ОП РФ, директор Центра развития гражданского общества, некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО РГСУ, доцент РАНХиГС Оксана Коротеева. Она рассказала порталу Милосердие.ru о результатах исследования участия православных НКО в оказании социальных услуг, которое проводится при поддержке комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО.
– Для нас «православные НКО» – это весь спектр так или иначе связанных с Церковью организаций, включая и религиозные, – говорит эксперт. – Де-факто социальные услуги оказываются гражданскими активистами, волонтерами, которые могут быть и не оформлены как НКО. Стать поставщиками соцуслуг могут и церковные приходы, и епархии, и другие структуры.
Как известно, у нас есть президентское поручение довести до 10% долю средств из региональных и муниципальных бюджетов на оказание соцуслуг, которая передается НКО. Некоммерческие организации ведут такую деятельность эффективно, у них более теплое отношение к людям, выше уровень доверия к ним, выше качество услуг.
Но во время мониторинга мы видим, что на муниципальном уровне заказ на такие услуги получают очень немного НКО.
А местные власти объясняют это тем, что в муниципалитетах просто нет таких организаций, которым стоило бы эти услуги передать. И при этом мы видим, что существует большое количество местных православных религиозных организаций, также являющихся некоммерческими. Там, где может не быть «обычных» НКО, например в сельских поселениях – есть православные приходы.
Одна из очевидных проблем – отсутствие диалога между православными организациями и органами власти.
Власть не всегда видит их потенциал. Наша работа направлена на то, чтобы возникла некая точка взаимодействия власти с НКО, НКО между собой, с федеральными экспертами – чтобы совместными усилиями понять, как можно облегчить доступ православных НКО к оказанию услуг в социальной сфере.
Например, на прошедшем недавно круглом столе по этой теме в ОП РФ мы говорили, что, в том числе, для православных организаций в такой ситуации очень важно авансирование. Такой механизм заложен в законопроекте о государственном социальном заказе, который пока отложен, по поводу его принятия идет дискуссия. Для православных НКО это могло бы быть очень полезное решение.
Вообще, в России, по данным нашего мониторинга можно назвать, наверное, не более 25 организаций, которые являются православными и уже внесены в реестр поставщиков социальных услуг.
Такие организации мы обнаружили в 15 субъектах Российской Федерации. Более активно такая работа ведется в Ленобласти и Санкт-Петербурге (5 организаций в двух субъектах), в Москве (три организации), по две – в Тюмени, в Пензенской области.
Получается, что при большом потенциале включенность православных НКО в оказание соцуслуг совсем невелика.
Нужно понимать, какие меры нужны, чтобы исправить эту ситуацию – на федеральном уровне, и в регионах. Конечно, было бы полезно познакомить с имеющимися практиками органы власти. На круглом столе в Общественной палате произвел большое впечатление представленный Синодальным отделом по благотворительности ролик о масштабной социальной работе, которую ведет Русская Православная Церковь. Там подтверждаются наши наблюдения о приоритетных для православных организациях направлениях работы – услугах, которые они оказывают достаточно интенсивно, и за которые могли бы получать возмещение из бюджета.
В результате мы вместе с комиссией по социальному служению при епархиальном совете Москвы решили подумать о том, какие православные организации могли бы сейчас войти в реестр поставщиков соцуслуг в Москве. Конечно, это должны быть крупные, сильные организации – небольшие НКО не выдержат сейчас административной нагрузки. Мы увидели очень хорошие практики, например – как идет оказание паллиативной помощи в церковной больнице Св. Алексия. Сейчас мы в ОП РФ планируем проводить мониторинг финансирования медицинских услуг и допуска к их оказанию НКО – и опыт больницы Св. Алексия здесь может быть крайне интересен и востребован.
Православные НКО обладают хорошей репутацией, к ним высокое доверие, у них хорошие результаты работы.
Конечно, есть и проблемы – с не всегда достаточным уровнем подготовки кадров, с ростом административной нагрузки. Их нужно решать, в том числе, через обучение и подготовку, через снятие чрезмерных барьеров, которые сейчас возникают перед НКО при оказании социальных услуг.
У нас есть запрос к действующим сейчас поставщикам таких услуг – нужно понять, где сейчас для этой деятельности установлены избыточные, завышенные требования. Может быть, их удастся снять в рамках реализации плана «административной гильотины», который сейчас прорабатывается в России.
Большинство православных организаций имеет опыт работы более пяти лет, и это серьезный опыт для НКО.
Православные организации указывают более высокую численность сотрудников, которые у них работают – до 10 человек. В некоторых случаях называют и 20, и 40. Конечно, есть вероятность того, что в эти цифры включаются и волонтеры. Но в целом 6 и более сотрудников имеют в среднем по стране по данным наших предыдущих исследований лишь 11% НКО в муниципалитетах. Так что преимущества православных организаций – опыт, численность, возможности привлечения волонтеров.
Еще один наш вопрос касался источников финансирования. Конечно, это преимущественно не бюджетные средства, а пожертвования благотворителей и спонсоров.
Здесь есть отличие от местных НКО, которые все-таки уже научились получать деньги от собственной хозяйственной деятельности, и из бюджетов регионального и муниципального уровня.
Что касается налоговых мер поддержки – такие меры, как налоговые льготы для некоммерческих организаций в субъектах РФ не очень распространены. По данным доклада Минэкономразвития о поддержке СО НКО в 2018 году только половина субъектов Федерации предоставляли такую поддержку некоммерческим организациям.
Когда мы спрашиваем у православных организаций, почему они не получают бюджетного финансирования, они говорят, что для них сложна необходимая работа, предполагающая высокую административную нагрузку. Конечно, не все из них имеют необходимую информацию.
Есть сферы деятельности, в которых мы видим приоритет православных НКО.
Это социальное обслуживание и социальная поддержка, это оказание срочной социальной помощи в чрезвычайной ситуации, во время бедствий и катастроф; это реабилитация лиц, употребляющих наркотические вещества, и алкоголиков.
Среди проблем для православных НКО – тарифы на соцуслуги, низкий уровень профессиональной подготовки исполнителей и административная нагрузка на тех, кто становится поставщиками соцуслуг.
Что и как здесь можно изменить к лучшему? Среди предлагаемых решений, конечно, должна быть системная работа по ресурсным центрам поддержки. Такие центры уже формируются. Наверное, стоит использовать опыт «светской» части некоммерческого сектора. Уже есть 163 ресурсных центра, где НКО получают методическую, организационную и иную помощь.
– Есть ли смысл создавать отдельные центры для православных НКО?
– Во-первых, 163 центра в регионах –инфраструктура, которой, конечно, можно пользоваться. В Москве сейчас появился и ресурсный центр «Моя карьера», и центры поддержки НКО в каждой префектуре – можно использовать эти возможности. С другой стороны, нельзя сказать, что ресурсных центров много. В каком-то смысле «Милосердие.ru» и Синодальный отдел по благотворительности также являются ресурсным центром для НКО, оказывая информационную поддержку. Но нет таких центров, которые, например, оказывают аутсорсинговые услуги – бухгалтерские, правовую поддержку, компенсируя рост административной нагрузки на поставщиков соцуслуг. Такие центры нужны, т.к. маленькие организации, поставляя соцуслуги, с административной нагрузкой не справятся.
Возникает вопрос об источниках финансирования таких ресурсных центров. Это могут быть президентские гранты, или гранты «Православной инициативы», и т.д. Центры могут функционировать как зонтичная структура, получая средства из бюджета и распределяя их между наиболее компетентными организациями.