Подготовка подопечных психоневрологических интернатов (ПНИ) к самостоятельной жизни – задача, которую нельзя решить внутри учреждения, уверена директор по внешним связям петербургской благотворительной организации «Перспективы» Светлана Мамонова. Она прокомментировала для «Милосердия.ru» историю с подопечными реабилитационного центра, которые пожаловались омбудсмену, что их с прошлого года не выпускают на улицу и не дают возможности работать.
«Важно понимать: проблема неуспеха адаптации таких инвалидов к самостоятельной жизни – системная. Она касается не одного петербургского интерната, а людей по всей стране, которые при определенных условиях могли бы покинуть эти учреждения. Внутри учреждения, пусть даже им предоставляют работу, проводят занятия, интеграция в общество невозможна. Для этого нужен открытый выход из ПНИ, – рассказала представитель благотворительной организации.
– Инвалиды должны находиться в среде обычных людей, встречаться и взаимодействовать с ними. Но вместо этого мы строим красивые дорогие учреждения и окружаем их забором, оставляя подопечных внутри периметра. А нужны тренировочные квартиры в обычных домах, адаптивные мастерские в черте города. Тогда люди вливаются в обычную жизнь и получают шанс на самостоятельность».
По словам Светланы Мамоновой, не известны примеры успешной подготовки инвалидов к самостоятельной жизни, проводившейся внутри учреждения. В то же время БОО «Перспективы» проводили с петербургским ПНИ № 3 совместный проект по тренировочному сопровождаемому проживанию, состоявший из двух частей. В интернате проходили теоретические занятия, людям рассказывали о том, что необходимо знать для самостоятельной жизни.
«Но после этого мы вывозили ребят на специально снятую квартиру, чтобы они могли влиться в реальную жизнь. В которой есть стрессы, есть отношения с соседями в многоквартирном доме, нужно платить за квартиру и так далее», – рассказала представитель благотворительной организации.
«Наверно, можно было бы использовать такую модель и в других учреждениях – давать ребятам теорию внутри самого учреждения, а практические навыки жизни в социуме – вне интерната, в тренировочной квартире. За забором, в стенах интерната получить такие навыки нельзя», – подчеркивает эксперт.