Минтруд и Минздрав вновь начали возвращаться к вопросу о том, чтобы пожилые пациенты попадали на прием к врачу только с разрешения медсестры или фельдшера, сообщила «Милосердию.ru» профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, член Экспертного совета правительства РФ Любовь Храпылина.
В прошлом году аналогичное предложение вызвало резкую реакцию общественности в рамках обсуждения плана реализации «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».
Член комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский объяснял инициативу так: «Мы будем вносить предложения, чтобы старшее поколение было ориентировано на оперативную медицинскую помощь, на первичное звено, а в сельских населенных пунктах — на фельдшерско-акушерские пункты. Эти пункты должны быть приведены в порядок».
На практике это означало, что пожилые люди старше определенного возраста до посещения врача должны обращаться к медсестре или фельдшеру, и только если средний медперсонал сочтет, что пациент нуждается в осмотре врачом, он будет допущен на прием к специалисту, поясняли «Известия», ссылаясь на сенатора.
«Я не готов говорить, правильно это или неправильно, – признавался Рязанский. – Может, это и правильно, чтобы понять, куда направить человека, чтобы он не тратил время и впустую не сидел в очередях, да и не загружал тех специалистов, к которым не надо идти».
Любовь Храпылина, входившая в экспертную группу, называла инициативу о переводе стариков на приоритетную сестринскую доврачебную помощь дискриминирующей и противоречащей федеральному законодательству.
«Предлагающие такое нововведение считают, что старики — основной контингент поликлиник, что жалобы у них стереотипные, что и так всем известно, с какой жалобой они придут, поэтому зачем зря занимать время врача? Но встает вопрос, насколько те, кто это предлагают, вообще знают, что такое геронтология и геронтологические аспекты помощи. Там особые симптомы, особое назначение лекарственных средств», – говорила она.
В ноябре 2016 года план реализации «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года» был утвержден, но правила первичного приема пожилых пациентов не изменились.
По словам Любови Храпылиной, реакция общественности на инициативу была жесткая, и это было оправданно. «Дискриминация по возрасту относительно права на медицинскую помощь, права на жизнь в конечном итоге, – вещь недопустимая. Те люди, которых называли в прошлом году инициаторами, открестились от этого, или же говорили, что их неправильно поняли. Тема сошла на нет и не имела продолжения», – сказала она «Милосердию.ru».
«Но не так давно и министерство труда, и министерство здравоохранения начали очень аккуратно вновь к ней возвращаться, говоря о том, что у пожилых людей накопилось некоторое количество нарушений здоровья, которые не будут серьезно меняться в перспективе, и поэтому средний уровень медицинского обслуживания – как раз хороший буфер для выяснения необходимости врачебной помощи, – продолжила эксперт. – Однако в какие бы слова мы ни облекали это предложение, все равно суть одна: это дискриминация по возрасту в праве на бесплатную медицинскую помощь».
Если этот вопрос вновь будет обсуждаться, большинство специалистов, как медиков, так и не медиков, отреагируют негативно, но органы власти могут принять управленческое решение и без всяких дискуссий, отметила Любовь Храпылина.
Реформа здравоохранения: как победить очереди в поликлинике?