Государство пытается снизить необоснованные затраты на приобретение новых технических средств реабилитации, прокомментировала Елена Заблоцкис, юрист Центра лечебной педагогики, новый приказ Минздрава.
В документе утвержден перечень технических средств реабилитации, в отношении которых будет проводиться медико-техническая экспертиза для оценки их состояния по истечении установленного срока пользования для принятия решения о замене.
Эксперты будут также оценивать соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства реабилитации, указанного в этом перечне, тем ТСР, которые предоставляются государством, в целях выплаты компенсации инвалиду его затрат.
Речь идет о кресле-коляске с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов), а также о кресле-коляске с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов). Кроме того, в документе упоминаются протезы кисти, предплечья и плеча с внешним источником энергии и т.п.
«Технические средства реабилитации имеют срок использования, который утвержден отдельным нормативным актом, – пояснила Елена Заблоцкис «Милосердию.ru». – По истечении этого срока человек с инвалидностью, у которого в ИПРА указано это ТСР, имеет право получить новое техническое средство. До сих пор это происходило автоматически.
Медико-техническая экспертиза требовалась лишь в том случае, если ТСР переставало подходить до истечения срока использования. Например, если оно сломалось, или ребенок-инвалид вырос и ему нужна коляска большего размера. В этом случае человек обращался в медико-техническую экспертизу при Фонде социального страхования или при органе исполнительной власти субъекта, в зависимости от региона. И экспертиза подтверждала: да, допустим, нужна новая коляска, или нужно отремонтировать старую».
Теперь обращаться в медико-техническую экспертизу придется и в том случае, если срок использования ТСР, указанных в утвержденном перечне, истек.
Экспертиза проверит состояние технического средства реабилитации и определит, действительно ли оно подлежит замене, или им еще какое-то время можно будет пользоваться, добавила Елена Заблоцкис.
Что касается покупки ТСР за свой счет, то раньше человек с инвалидностью мог приобрести себе кресло-коляску (или, допустим, протез кисти с внешним источником питания) самостоятельно, а потом обратиться в уполномоченный орган (ФСС или департамент соцзащиты по месту жительства) и получить компенсацию. Естественно, в случае если это ТСР указано в его ИПРА. Компенсация выплачивалась в размере не более стоимости аналогичного ТСР, закупленного уполномоченным органом на последних торгах.
Теперь медико-техническая экспертиза должна будет установить соответствие между ТСР, приобретенным самостоятельно, и тем ТСР, которое закупило государство. Могут ли отказать в компенсации, если, вдруг, соответствие не будет установлено?
«Прогнозировать сложно, – сказала Елена Заблоцкис. – Есть классификатор технических средств. Если купленное самостоятельно ТСР подпадает под эту классификацию и соответствует ИПРА инвалида, то отказать не могут.
Вопрос заключается в размере компенсации, которая зависит от стоимости соответствующих ТСР по результатам последних торгов.
Определить, результаты каких закупок должны использоваться для определения размера компенсации, можно при квалицифированной оценке соответствия ТСР. Эксперты должны определить, действительно ли купленная инвалидом коляска отвечает тем же требованиям, как закупленная государством на торгах, или наоборот: закупленная государством на торгах коляска не такая, какая должна быть выдана инвалиду, и необходимо проверять ее соответствие ТСР, закупленным по результатам других торгов».
«Конечно, процесс замены ТСР и получения компенсации усложнится. Но смысл в принятых мерах действительно есть. Кресла-коляски и протезы, перечисленные в приказе Минздрава, стоят дорого. Процесс определения соответствия самостоятельно приобретенных инвалидом ТСР принятым классификаторам и ТСР, закупленным государством, для выплаты инвалиду компенсации его затрат часто довольно не простой», – отметила эксперт.