Руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина рассказала порталу Милосердие.ru о своем участии в оценке проектов, поступивших на конкурс субсидий Комитета общественных связей (КОС) столицы. По ее словам, между работой по оценке потенциальных партнеров и их проектов в Добро Mail.Ru, и работой эксперта московского конкурса субсидий есть достаточно серьезная разница.
«У себя мы оцениваем подавшую заявку организацию в несколько этапов: изучаем ее репутацию, потом проверку проводит служба безопасности и юристы, – поясняет эксперт. – Отдельно оцениваем сами проекты, которые у нас хотят разместить. Важно, чтобы они были хорошо обоснованы, чтобы содержали в себе качественно поданные истории тех, кому хотят помочь – у помощи должен быть конкретный адресат, даже если проект системный.
При работе с заявками на конкурсе КОС эксперты оценивают сразу и саму организацию (ее экспертизу, опыт, подход к работе, желанию быть информационно открытой, умению привлекать партнеров к своей работе и давать что-то взамен и т.д.), – и поданный этой организацией проект.
Отличие еще и в том, что в Добро Mail.Ru мы работаем с НКО, которые находятся на достаточно высоком, заданном нами уровне – то здесь организации могут быть самыми разными. Эксперт может получить для оценки и заявку зрелого, известного фонда – и проект начинающей свою работу НКО. Но в этом есть и плюс, когда поддержку получают молодые организации.
При этом бывает и так, что у такой организации заявка сильная, обоснованная. А у известного фонда – недостаточно проработанная.
При оценке заявки важно, насколько проект будет жизнеспособен после завершения грантовой поддержки. Потому что встречаются такие проекты, которые сделаны будто специально под грант, до которого фонд в этой области ничего не делал, и после него – не планирует. Я думаю, в такой ситуации никто из экспертов не поставит заявке высокую оценку.
Важно видеть, что организация долго шла к реализации своего проекта, что была проделана необходимая предварительная работа, чтобы его сформулировать.
И что после завершения отчетного периода по этому гранту проект будет продолжаться, что у организации есть партнеры, которые тоже хотят это поддерживать – финансовые, информационные, есть сильная команда экспертов, и так далее.
– В прошлые годы вы также участвовали в оценке проектов на конкурсе КОС. Меняется ли качество заявок?
– Уровень заявок становится выше, растет качество проработки. Организаторы конкурса очень много сил вкладывается в предварительную работу, в обучение, мастер-классы, консультации. За счет этого организации, которые приходят не «для галочки», а действительно хотят поучиться, серьезно повышают свой уровень. Я надеюсь, что и в этом году мы увидим качественный рывок.
Конечно, есть организации, которые как раньше подавали сумбурные заявки, так и теперь продолжают это делать.
Часто повторяется история, когда организация подает не конкретный проект, а представляет всю свою деятельность. Когда говоришь, что надо выбрать одно направление, сфокусировать внимание на нем, возникает даже некая обида: мы же так много делаем, зачем говорить только об одном?
– Что можно посоветовать участникам конкурса?
– Мне кажется, стоит напомнить, что важно знакомиться с материалами, которые публикует грантооператор, важно ходить на мастер-классы. Важно готовить заявку заранее – не секрет, что многие откладывают все на последний момент, а потом в панике сдают документы, делая при этом ошибки.
Было бы здорово, если бы организации находили в себе силы готовить заявки вовремя, это поможет повысить их качество.
– Какие проекты вы считаете самыми востребованными?
– Всегда не хватает продуманных, серьезных, системных, долгосрочных проектов. Проектов, которые можно будет оценить, понять, как изменилась жизнь их целевой аудитории до и после грантовой поддержки и работы проекта. Мне кажется, не так много поступает заявок, где организация планирует привлекать одновременно и пожертвования, и волонтеров – а это было бы интересно и полезно для города.
– Насколько реально в обозримое время создать в Москве целостную систему поддержки благотворительности в городе, наподобие того, как это сейчас делают при поддержке Добро Mail.ru в Казани?
– Москва довольно много делает в этом направлении. Было бы здорово, если бы эта работа была более системной. Мне кажется, московские власти, различные организации пытаются многое сделать, но иногда они действуют разнонаправленно, и НКО буквально за пару недель могут узнавать о мероприятиях, где требуется их высокая вовлеченность. Но как раз конкурс КОС дает пример качественной и развитой коммуникации с НКО».