Конкурс субсидий, который ежегодно проводит Комитет общественных связей правительства Москвы (КОС), стал заметным событием для некоммерческого сектора. Мы начинаем серию публикаций, в которых своим видением его задач и особенностей поделятся эксперты, оценивающие поданные заявки – и надеемся, что разговор с ними окажется интересным и полезным не только для столичных НКО, но и для всех, кто хочет научиться создавать успешные проекты, или понять , как должны быть устроены критерии их оценки.
Руководитель проектов D-Group.Social Инга Моисеева оценивает заявки в номинациях «Развитие добровольчества и благотворительности», «Развитие социально ориентированных НКО» и «Партнерские проекты». По ее словам, конкурс КОС по своим целям и задачам отличается от работы по отбору и подготовке участников крупнейшей благотворительной ярмарки «Душевный Bazar», которую проводит D-Group.Social: если там речь идет о коммуникационных возможностях для НКО и вовлечении людей в благотворительность, то Комитет общественных связей с помощью конкурса субсидий решает городские проблемы.
«Это первый для меня конкурс КОС, но есть опыт работы экспертом в других грантовых конкурсах, – рассказала Инга Моисеева. – Могу сказать, что есть типичные ошибки их участников, которые, к сожалению, постоянно повторяются.
Это, во-первых, нарушение логической связанности. Когда ставится одна цель, задачи работают на другую цель, а мероприятия с ними не совпадают.
Иногда – невнимание к деталям: видно, что авторы заявки, написавшие проект, им «горят», живут, все про него знают. Но внешний эксперт не может разобраться, почему они собираются действовать так, а не иначе, почему решено провести именно такое мероприятие, именно в этот срок, именно в этом месте, именно таких людей туда пригласить, и так далее. Когда этих деталей нет, и в комментариях они не разъясняются, то проект трудно понять и оценить.
– Можете привести проекты прошлых конкурсов КОС, которые вам запомнились?
– Отличный проект был у центра «Вверх!» – по социальной адаптации детдомовцев. Очень интересный здравый, эксперты о нем хорошо отзывались. Он был и сильно подан, хорошо написан (поэтому попал в топ победителей), и качественно реализован. Безусловно, яркие проекты делают наши коллеги из Еврейского музея и центра толерантности.
– Как часто можно встретиться с тем, что заявка хорошо подается, но плохо выполняется?
– На самом деле, такому сложно случиться. Любую заявку мы оцениваем, в том числе, собирая информацию о подавшей ее организации. Когда за красивым текстом ничего нет, то это очень легко вскрывается. Допустим, изучив проект, вы проверяете его по критерию информационной открытости и идете на сайт организации, – а он не работает, идете в группу ВКонтакте, а там последнее обновление – за апрель 2016 года. На этом вопросы заканчиваются.
– Самые важные направления, инициативы из представленных на конкурсе?
– Мы всегда выступаем за системную благотворительность, за системную помощь. Мне как эксперту и представителю сектора хочется, чтобы было больше проектов, направленных на системные изменения. С моей субъективной точки зрения это, наверное, самое ценное».