Евгений Горькаев, основатель и генеральный директор Development Group, основатель «Душевный Bazar», ответил на вопросы портала Милосердие.ru о конкурсе субсидий Комитета общественных связей Москвы, в котором он участвовал в качестве эксперта.
– Я оцениваю проекты на конкурсе КОС второй год, и могу сказать, что его технологию продолжают совершенствовать. По сравнению с тем, что было 2-3 года назад, произошли очень заметные изменения к лучшему. В прошлом году была запущена новая система оценки заявок, и она продолжает совершенствоваться, становится проще и удобнее.
– Что самое важное и полезное из конкурсных инструментов?
В первую очередь важно то, что вся работа происходит на портале конкурса. Организаторы прислушиваются к обратной связи с экспертами и дорабатывают интерфейс. Мне кажется, что если в этот раз они снова соберут мнения экспертов о портале конкурса и учтут их при дальнейшей доработке, то получится совершенный инструмент.
– Насколько компетентны участвующие в конкурсе НКО?
– У конкурса значительно выросла репутация, выросло количество желающих в нем участвовать, стало больше заявок, в том числе – и не очень качественных. Это сигнал о том, что некоммерческие организации необходимо обучать социальному проектированию, управлению проектами и вообще системному подходу к работе.
Это ничего не говорит о деятельности самих организаций, которые подавали конкурсные заявки. Они, возможно, делают хорошую работу, и все делают правильно. Эксперт оценивает только документ, который загружен на портал, а не работу НКО.
– Какие основные ошибки участников, что можно посоветовать им?
– Типичные ошибки начинаются с того, что организация-заявитель не может сформулировать социальную проблему, с которой она будет работать, реализуя этот проект. Соответственно они не могут правильно определить и цель проекта, количественные и качественные показатели его эффективности.
Говоря о социальных проблемах, авторы проектов почти никогда не ссылаются на социологические исследования. Вместо них – субъективные утверждения: «нам кажется», «мы думаем, что это так…». Дальше, поскольку проблема не сформулирована, и цель четко не поставлена, в общем тексте заявки теряется логика, из-за этого сложно оценить эффективность проекта с точки зрения запрошенных финансовых ресурсов и ожидаемого результата.
– Насколько важно софинансирование со стороны коммерческих структур, спонсоров? Умеют ли наши НКО искать таких партнеров?
– На конкурсе КОС софинансирование – важный, но не ключевой показатель качества проекта. И конечно, если сумма не полностью запрашивается из бюджета, а к реализации проекта привлекаются и партнеры, это повышает рейтинг заявки. К сожалению, мало кто из участников может представить в конкурсной заявке партнеров или рассказать, как они появятся у проекта и каким образом команда планирует выстраивать взаимодействие с ними.
Возможно, это тоже одна из проблем сектора – построение партнерства с бизнесом, с другими организациями, с медиа. И это то, чему тоже нужно учиться.
– Какие проекты, на ваш взгляд, более востребованы?
– Те, которые не «высосаны из пальца», не содержат выдуманных проблем, или проблем, касающихся небольшого числа людей, оставляя в стороне действительно серьезные вопросы.
– О чем еще важно упомянуть?
– Важно, чтобы организации, которые сейчас не добрали баллов и не получат финансирование, не отчаивались, а учли обратную связь и рекомендации экспертов и организаторов конкурса, чтобы доработать свой проект и подать его на новый конкурс.