Наталия Тюшкевич, директор стипендиальных и грантовых программ «РЫБАКОВ ФОНД», ответила на вопросы портала Милосердие.ru о проходящем в Москве ежегодном конкурсе субсидий Комитета общественных связей, экспертом которого она является.
– Как меняется со временем конкурс и его участники?
– Очень сильно изменился сам механизм конкурса. Увеличивается его прозрачность, публичность, в этом году значительно расширился спектр услуг для участников. Практически на индивидуальном уровне проводятся семинары, участники могут выбирать интересующие их темы.
Появились публичные слушания по проектам – причем не только участники, но даже и те, кто не подавал заявку, могут прийти на презентацию с идеей проекта, и получить экспертную оценку. Я думаю, что это помогло при подготовке заявок и не только по качеству, но и по идеям проектов.
В этот процесс включены эксперты, включены НКО, которые могут проходить обучение, знакомиться с чужими презентациями и представлять свои проекты.
Еще один полезный инструмент, который используется уже не первый год – возможность оценки заявок всеми желающими на сайте конкурса. Здесь нет погони за цифрами, нет повода для накруток – это голосование не влияет на оценку экспертов.
Но, может быть, стоит подумать о введении в будущем какой-то номинации, основанной на предпочтениях пользователей – чтобы участники могли привлекать широкую общественность и мотивировать на поддержку своей заявки.
Очень правильно, что комитет общественных связей проводит рабочие встречи экспертов накануне начала конкурса, чтобы обсудить новые инструменты, новые критерии оценки, и после проведения экспертизы заявок.
Это очень правильный подход: постоянный процесс совершенствования экспертизы на основе данных обратной связи от экспертов и участников Конкурса.
Еще один важный опыт, полученный в этом году – «прямая линия» на странице конкурса в фейсбуке. Приглашались эксперты, и потенциальные заявители, которые не смогли задать вопросы во время семинаров и тренингов, задали их во время проведения «прямой линии» и получили детальную подробную консультацию онлайн. Диалог был доступен для всех, зарегистрированных на странице.
Конкурс очень хорошо продвигается в интернете, в социальных сетях. Мне кажется, что самый ленивый, и тот уже знает, что объявляется такой конкурс, и есть возможность написать заявку!
Думаю, что такая работа поможет потенциальным заявителям избавиться от страха перед конкурсом
– В чем основные ошибки участников? Что им можно пожелать и посоветовать?
– Значительная доля успеха проекта зависит от того, удалось ли авторам точно определить фокус той социальной проблемы, на которую их проект будет влиять. Практика же показывает, что, по-прежнему, слабым местом в заявках все еще остается обоснование значимости и актуальности проблемы, на которую планируется влиять проектом.
Логика проекта заключается в том, что при успешном выполнении запланированных действий решаются задачи проекта, при решении задач достигается цель проекта и, следовательно, сделан вклад в решение заявленной проблемы.
Описывать общие проблемы умеют практически все, но есть сложности с формулировками. Но часто при этом абсолютно забывают о целевой группе проекта.
Типичной ошибкой заявителей является отсутствие информации о запросе потенциальной целевой группы в обосновании значимости проекта. Поэтому в следующем году, имеет смысл, в список семинаров для участников конкурса включить семинар или мастер-класс по теме, например, «Формирование потребностей целевой группы на планируемую проектную деятельность».
Следующая типичная ошибка вытекает из предыдущей. Там, где нет конкретной информации о запросах целевых групп, то выявляется недостаточно четкое понимание ожидаемых результатов.
В этом случае результаты формулируются как количество проведенных мероприятий либо количество участников мероприятия. Гораздо реже в проекте можно увидеть ожидаемый результат об изменении заявленной в проекте проблемы.