Дарья Шадрина – директор по фандрайзингу и развитию Межрегиональной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих». Порталу Милосердие.ru она рассказала о своем участии в оценке проектов, поступающих на конкурс субсидий Комитета общественных связей Москвы.
– Насколько изменился за последние годы уровень конкурса?
– Кардинальные перемены случились после смены руководства Комитета общественных связей. Раньше субсидии предоставлялись совершенно бессмысленно, в том числе – абсолютно недееспособным организациям.
Были люди, которые получали эти средства, и жили на них, как на зарплату – взамен давая городу какие-нибудь концерты песни для ветеранов, и т.п.
Это безобразие, к счастью, закончилось, хотя и не без сопротивления со стороны тех, кто привык получать субсидии. Пришла новая команда, на совершенно другой уровень вышел конкурс. Конечно, есть еще очень много того, над чем нужно работать.
Но самое главное, что, на мой взгляд, произошло – люди поняли: надо работать по-другому, потому что халява кончилась.
– Компетентность НКО в результате выросла?
– Вы можете себе представить, чтобы хотя бы два года назад в Москве подавался проект по бенчмаркингу в фандрайзинговой деятельности НКО? Таких слов никто не знал. Хотя речь идет просто об анализе деятельности по эталонным показателям. Сегодня такие проекты – реальность. Деятельность НКО стала более осознанной, более структурированной.
– Насколько часто участники конкурса используют фандрайзинг? Или большинство ориентируется в первую очередь на средства гранта?
– Здесь нужно учитывать, что пока что у нас есть чисто грантовые области, где серьезный проект вряд ли удастся обеспечить за счет сборов. Вот пример: организация, помогающая детям с ментальной инвалидностью, сумела договориться с колледжем, где этих детей стали обучать навыкам приготовления пищи. Прекрасное и важное дело – но люди не готовы жертвовать на такое обучение.
Потом, может быть, потихоньку, мы к этому придем. К фандрайзингу должны быть готовы не только НКО, но и общество.
– То есть, успешны будут сборы на больных детей, на помощь животным?
– Это мировая тенденция. Сейчас положение потихоньку меняется. Но пока что для жертвователей намного привлекательнее короткая цепочка успешных действий: я дал денег – кто-то вылечился. Это работает. Поэтому в топе и остаются все те же темы: дети, старики, зоозащита…
– Более системным проектам требуется системная поддержка государства?
– Конечно. Так бывает всегда: когда какую-то проблему хочет решить частный бизнесмен – он может годами вкладывать деньги в ее освещение, и лишь потом, когда в головах у людей что-то изменится, начнется успешный фандрайзинг.
Такая же миссия сейчас у КОС. Для НКО очень важно осознать, что его задача – вовсе не отфутболить их, не похоронить их инициативы.
Задача – найти и поддержать те проекты, за которыми – реальные, нужные для города дела, системно решающие те проблемы, на которые у государства не хватает собственных сил.
– Что вы посоветуете тем, кто хотел бы участвовать в конкурсе?
– Не раздувать сметы. Четко понимать и пояснять в заявке стратегию: что, как, и главное – для кого будет сделано. Последнее важно потому, что во многих проектах, увы, отсутствует конечный адресат усилий: что-то хотят сделать, а кому именно это в итоге приносит пользу – неясно.