Минпромторг предлагает ограничить государственные закупки ряда медицинских препаратов и изделий, включая рентгеновские аппараты, аппараты УЗИ, дефибрилляторы, инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных детей и др., а также бинтов, костылей, ходунков, зубных боров и хирургических инструментов. Всего в список попал 101 пункт, государственные закупки которых предлагают ограничить.
Директор Центра социальной экономики, кандидат фармацевтических наук Давид Мелик-Гусейнов в разговоре с корреспондентом портала «Милосердие.ru» прокомментировал проект: по словам эксперта, позиция Минпромторга понятна и не оригинальна. Ведомство поддерживает отечественного производителя — создает поддерживающие условия для российских компаний, работающих на рынке изделий медицинского назначения и лекарственных средств. Это предложение Минпромторга также вполне вписывается в антикризисный план, предложенный еще в начале года. Кроме того, в отличие от прошлогоднего проекта полного запрета к допуску на конкурсы зарубежных производителей при наличии предложений оборудования из Таможенного союза, «ограничение импорта предполагает скорее настоятельные рекомендации, чем полный запрет, т.е. если в конкретном случае по показаниям потребуется медицинское изделие или оборудование конкретного производителя — ограничения не сработают так жестко, как запрет».
Как и в прошлом году, врачи и общественники опасаются, что идеи поддержки отечественного производителя перевесят идею действовать в интересах пациента.
«Кроме Минпромторга, который делает свою работу, есть еще другие ведомства: Минздрав и Федеральная антимонопольная служба, — напоминает Давид Мелик-Гусейнов. — Это они должны дать отзыв на проект — сказать свое слово на этапе межведомственного согласования. Это не значит, что они скажут твердое «нет» или однозначно поддержат весь список. ФАС должна защитить условия надлежащей конкуренции, чтобы не нарушались права производителей; вопросы же качества курирует Министерство здравоохранения РФ. Если Минздрав получает информацию о некачественных изделиях, у него уже есть все рычаги, чтобы изъять эту продукцию с рынка. Система надзора и контроля качества медицинских изделий у нас создана и развивается. Другое дело, что пока она хромает на обе ноги, так как для осуществления контроля нужна постоянная обратная связь и с пациентами, и с врачами. У нас пока активны только пациенты, и то не всегда, а врачи словно «стесняются» сообщать о некачественной медицинской технике и осложнениях от лекарственных препаратов».
По словам эксперта, Минздраву просто не на что сослаться, чтобы вытеснить с рынка некачественную продукцию, если он не получает рапортов от врачей, которые пользуются этой продукцией в работе. Разговоры о проблемах с отечественными дефибрилляторами, например, как и с лекарственными средствами, идут в кулуарах. Пациентам со стомами и их близким говорят, что нужно брать зарубежные бинты, так как отечественные волокнятся и оставляют ворсинки, но не заявляют об этом официально.
«Профессиональное сообщесво не должно быть овощем — тогда Минздрав сможет использовать свои рычаги. Пока врачи пишут единичные рапорты про лекарственные средства, а с товарами медицинского назначения вроде бинтов — складывается впечатление, что все в порядке. Профессиональное сообщество должно заявлять: это изделие мы можем использовать на практике, а эта технология пытается монопольно занять рынок, но не соответствует по качеству. Врачи не устали бороться с государством, они просто боятся проблем: ведь любой рапорт, что медицинское изделие не так работает — это проверка. Целая комиссия придет проверять, а правильно ли ты подключил все провода, по инструкции ли все использовал. Кому хочется видеть проверку в своем кабинете? Подавляющее большинство врачей боятся потерять свое место или лояльность руководства. Притом что написание рапортов о ненадлежащем качестве оборудования и изделий медицинского назначения входит в должностные обязанности врача», — заключил Давид Мелик-Гусейнов.
Под ограничения импорта за бюджетные деньги не подпадут медицинские изделия только из трех иностранных государств — Армении, Белоруссии и Казахстана.