Счетная палата представила результаты проверки и анализа эффективности государственной финансовой поддержки социально ориентированных НКО по линии Минтруда и Минэкономразвития. Выяснилось, что у некоторых НКО более половины субсидий ушло на орграсходы.
Агентство REGIONS.RU опубликовало высказывания депутатов Государственной думы по этому поводу. Народные избранники предлагали полностью отменить государственную поддержку НКО и называли их «кормушками», «грантоедами» и «одним из видов бизнеса».
Директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ двух созывов, совета по правам человека при Президенте РФ Елена Тополева-Солдунова считает, что подобные комментарии депутатов показывают, насколько представители разных фракций (в том числе и правящей партии) плохо понимают специфику деятельности некоммерческих организаций. Об этом она написала в своем блоге на сайте АСИ.
Эксперт разъясняет, что кроме волонтерских объединений, работающих без образования юрлица и реализующих свою миссию, не получая никаких денег, — именно так, как хочется депутатам, — есть и те, которые получают поддержку, кое-как закрывают минимальные административно-хозяйственные нужды, а все остальное делают опять-таки силами волонтеров.
«Но есть некоммерческие организации, которые так работать не могут. Не потому, что они «грантоеды», а потому что специфика такая. Возьмем организацию, помогающую детям с аутизмом, разрабатывающую для них реабилитационные программы. Какая там будет основная статья расходов в бюджете? Оплата труда специалистов, работающих с детьми. Это деньги, которые идут мимо цели просубсидированного государством проекта? Или как? Конечно, можно надеяться на то, что отыщутся редкие, высококвалифицированные специалисты, готовые изо дня в день работать исключительно на волонтерских началах. Но, будем реалистами, так бывает очень и очень редко. Остальным надо платить зарплату. И иногда это зарплата рыночная, потому что ценного специалиста надо удерживать. Ничего плохого в этом нет», — продолжает Елена Тополева-Солдунова.
Еще один тип НКО, где в силу специфики работы большая часть бюджета уходит на административные расходы, — ресурсные центры НКО в регионах. Они учат региональные некоммерческие организации работать прозрачно и эффективно, взаимодействовать с органами власти и бизнесом, обеспечивать финансовую устойчивость своей деятельности, чтобы осуществлять долгосрочные программы, а не только разовые проекты за счет разовых грантов. В ресурсных центрах работают люди, которые ведут семинары, консультируют НКО, готовят методические рекомендации и аналитические отчеты, и все они должны получать зарплаты.
При этом эксперт согласилась с замечаниями Счетной палаты о том, что оценка эффективности реализованных проектов остается на низком уровне. Систему оценки и нужно дорабатывать — но без скоропалительных решений в духе «прекратить господдержку грантоедов», уверена Елена Тополева-Солдунова.