Резонансное происшествие в Белгороде, где хирург ударил больного, а тот умер после этого, для портала Милосердие.ru комментирует Василий Штабницкий, врач-пульмонолог, эксперт фонда помощи больным БАС «Живи сейчас»:
— Василий, как вы относитесь к произошедшему в белгородской городской больнице № 2?
— К тому, что произошло в Белгороде, я отношусь так, как нужно относиться к убийству.
На мой взгляд, как только врач поднимает руку на пациента, он перестает быть врачом. Отношения между врачом и пациентом отныне нужно рассматривать в уголовной плоскости — как отношения убийцы и жертвы. Никаких вопросов тут быть не может: произошло убийство, виновный должен отвечать согласно Уголовному кодексу РФ. И это не зависит ни от каких предшествующих обстоятельств.
— Часто ли медики подвергаются опасности со стороны пациентов?
— Часто. Но это зависит, конечно, от того, в какой больнице ты работаешь, в каком отделении. Если врач работает на приеме в частной клинике, тут тоже своя специфика. Там пациенты платят деньги за прием, поэтому зачастую начинают относиться к врачу хуже, чем к официанту или уборщику.
Другая сторона этого спектра — работа в больницах в неблагоприятных районах, в приемном отделении, куда поступают люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, откровенные бандиты, скинхеды и другая подобная публика. На моей памяти было всякое. И пациенты пьяные, которые нападали на врачей, и другие страшные вещи. Врачи видят и откровенных уголовников с соответствующим поведением, и психически неадекватных людей.
— Что же врачу делать в таких неприятных ситуациях? Что делаете вы?
— В силу того, что я мужчина, могу держать ситуацию под контролем. Но не завидую врачам-женщинам, которые не всегда могут себя защитить.
У меня, как у врача, всегда есть выбор: если мне не нравится отношение пациента, я имею право не относиться к нему с дополнительной добротой: не улыбаться ему, не разговаривать с ним ни о чем, кроме его проблем, работать быстро. На мой взгляд, это максимум, что может сделать врач в ответ на негатив со стороны пациента. Пациенту, который мне не хамит, по крайней мере, можно и улыбнуться, пошутить с ним, наладить человеческие отношения.
Частые дежурства в отделениях, где велик риск нарваться на неадекватного больного, я стараюсь не практиковать, потому что это очень изматывает. Я не могу себе позволить работать в таких условиях.
— Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов, призывает врачебное сообщество извиниться перед родственниками убитого пациента, перестать покрывать коллегу. Как вы думаете, такое возможно?
— Возможно. У нас есть профессиональные медицинские сообщества. Мы вполне можем принести свои извинения в данной ситуации. Ведь насколько я знаю, белгородцы теперь просят не госпитализировать их в больницу № 2, стараются избегать этого.
— Василий, у нас есть врачи, которые относятся к пациентам и своей профессии с каким-то запредельным цинизмом. Это признак выгорания? Почему так происходит?
— Да, цинизм — это чаще всего признак профессионального выгорания. Происходит так потому, что врач после вуза сталкивается с реальностью, к которой не был готов. Я имею в виду не только неадекватных пациентов, а вообще систему оказания медицинской помощи в нашей стране.
Врач идет работать, движимый идеалами, но эти идеалы довольно быстро разрушаются, потому что не работает система оказания помощи. В этой ситуации и формируется эмоциональное выгорание.
Чтобы такого не произошло, система оказания помощи должна работать так, чтобы врач чувствовал, что он действительно помогает пациенту, а не занимается переписыванием бумаг, подгонкой диагнозов под запросы минздрава. Врач должен понимать, что он не просто какой-то селектор на определенном этапе, а работает в команде, должен видеть результаты своей работы. И конечно, он должен получать за это соответствующую зарплату, которая должна быть выше, чем средняя по региону, как обещал президент Владимир Путин.
При этом нельзя исключать, что часть выпускников медвузов ошибаются с профессией. Не все могут быть врачами. И важно, чтобы человек понял, что он работает не по специальности. Лучше всего, если он поймет это еще в институте, а не после 10-15 лет работы в больнице.
Напомним, 29 декабря 2015 года хирург городской больницы № 2 Белгорода Илья Зелендинов насмерть забил экстренно поступившего пациента Евгения Вахтина. Врач в приступе ярости напал на потерпевшего и сопровождавшего его мужчину.
Евгений Вахтин жаловался на желудочное кровотечение, но во время эндоскопии якобы ударил медсестру, за которую заступился Зелендинов. Врач ударил пациента по голове, после чего тот скончался.
Региональное управление СКР расследует уголовное дело в отношении Ильи Зелендинова по статье «причинение смерти по неосторожности» (ст. 109 УК РФ). Хирург 11 января был задержан.
Также освобожден от занимаемой должности и главный врач белгородской больницы № 2 Владимир Луценко.