Методические рекомендации по альтернативным способам коммуникации с неговорящими детьми подготовили в Москве специалисты профильных учреждений и представители НКО. Документ, опубликованный в открытом доступе, позволяет внедрить единую систему общения.
От 76% до 94% детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в соцучреждениях Москвы не используют речь как основное средство коммуникации или вообще не говорят, рассказали в Центре лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП).
«При этом уровень подготовленности сотрудников учреждений значительно отличается. Логопеды, дефектологи, психологи используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). А другие специалисты могут иметь о них весьма нечеткое представление, вместо АДК интуитивно и несистемно используя разные изображения и жесты», – отмечают эксперты.
В результате, по их словам, при переходе из группы в группу или в другое учреждение дети теряют привычные средства общения и вынуждены учиться взаимодействию с новыми воспитателями и их помощниками заново.
Изданные теперь методические рекомендации помогут в будущем внедрить единые стандарты обучения работников альтернативной коммуникации во всей России, уверены в ЦЛП.