Правозащитники заявляют о тяжелых негативных последствиях прошедшего в Общественной палате России голосования по составу общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в ряде российских регионов – по их словам, сокращение численности и исключение из числа кандидатов наиболее опытных могут привести к невозможности проведения общественного контроля в местах заключения. Ничего существенного не произошло, в январе можно провести дополнительный набор, считают в ОП РФ.
«Я считаю, что общественный контроль уничтожен. Создается имитация, видимость. Потому что люди, вошедшие в ОНК, которые не имеют опыта правозащитной деятельности, не смогут противостоять действиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые сейчас откровенно воспрепятствуют общественному контролю. Они будут идти у них на поводу. Как они будут осуществлять общественный контроль?
А вот те люди, которые опытные и принципиальные, которые могут возражать и отстаивать позицию, — они, увы, в состав ОНК не включены», – заявил «Новой газете» соавтор закона об общественном контроле в местах принудительного содержания Валерий Борщев.
По словам члена СПЧ Андрея Бабушкина, ОП РФ действовала «с грубейшими нарушениями закона и этических правил» – кандидатам в члены ОНК и представителям СПЧ пообещали, что при приеме документов юристы Общественной палаты укажут на ошибки, чтобы их возможно было исправить, и сами запросят необходимые справки об отсутствии судимости, однако в действительности этого сделано не было.
«Более 100 кандидатов, в основном это опытные и грамотные правозащитники, имеющие не один год участия в мероприятиях общественного контроля, в том числе в составе ОНК, в новый состав ОНК из-за этого не попали», – подчеркнул Андрей Бабушкин.
Он отметил также, что численность ОНК была произвольно снижена, в том числе – в проблемных регионах, требующих усиленного контроля.
«Комиссии в таком составе не смогут эффективно осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания региона, что приведет к росту случаев нарушения закона и прав человека», – говорится в обращении, размещенном на сайте change.org.
Авторы петиции и те, кто их поддержал, требуют увеличить численность состава ОНК IV созыва и объявить дополнительный набор.
По словам секретаря ОП РФ Александра Бречалова, снижение численности региональных комиссий вызвано отсутствием заявок на участие в них.
«А из тех, что есть, мы еще отбраковали те, что не соответствуют закону. При этом действующей ОНК считается только тогда, когда есть две трети от квоты. У нас был выбор: или в некоторых регионах — не везде — снизить квоты, или оставить регионы вообще без ОНК», – пояснил он в интервью «Коммерсанту».
«Нам с Михаилом Александровичем (Федотовым, главой СПЧ – ред.) надо не спорить, а вместе провести донабор в январе. Квоты можем даже больше сделать, чем были. Нет проблем. Мы письма рассылали во все известные нам общественные объединения — присылайте заявки! На мой взгляд, никакого тупика нет», – заявил секретарь Общественой палаты.
Недопуск в новый состав ОНК ряда известных правозащитников, представивших необходимые документы, он объяснил позицией, занятой членами Совета ОП РФ, где проходило голосование по составу комиссий в 43 регионах России.
В результате ОНК были сформированы в 42 из них. Выборы по Туве признаны несостоявшимися, так как в ОНК были выдвинуты лишь две кандидатуры, что ниже минимально возможного количества.
«Придется гасить скандал, как мы и договорились с Александром Бречаловым, путем проведения донабора. Другого пути не вижу», – заявил корреспондентам Михаил Федотов.
Ранее в СПЧ потребовали остановить проходившее в Совете Общественной палаты РФ голосование по выборам в ряде регионов нового состава общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые должны контролировать соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. Причиной стало неожиданное для правозащитников ограничение численности региональных ОНК.
Численность комиссий по соблюдению прав заключенных неожиданно сократили