Ввести строгие наказания, вплоть до уголовных для тех, кто после развода препятствует доступу к ребенку второго родителя, предложила руководитель АНО «Защитники детства» Александра Марова. Об этом рассказали в Общероссийском народном фронте (ОНФ) после обсуждения возможных улучшений в законах, касающихся семейных споров
«За неисполнение решения суда предусмотрен всего лишь штраф 2–2,5 тысячи рублей, при этом родитель «накручивает» ребенка против другого родителя, что часто делает для приставов решение суда вообще неисполнимым. Большинство специалистов, вовлеченных в родительские споры, не распознают индуцирование и отчуждение, поддаваясь субъективной оценке ситуативных эмоций ребенка, что приводит к ухудшению защиты прав другого родителя», – заявила Александра Марова.
Активисты предложили передать в компетенцию мировых судов дела по таким нарушениям, как лишение детей права на общение с одним из родителей или близкими родственниками, сокрытие их местонахождения, или невыполнение судебных решений о месте их жительства, и порядке осуществления родительских прав. Такие же нарушения. совершенные повторно, нужно наказывать по уголовной статье, уверены в АНО «Защитники детства».
Предлагается «квалифицировать как похищение в УК РФ намеренное сокрытие ребенка одним из родителей от второго родителя, а также ввести уголовную ответственность и лишение родительских прав при злостном неисполнении соответствующего решения суда; предусмотреть в Семейном кодексе РФ право для родителей заключать между собой нотариально удостоверенное соглашение об определении места жительства детей и порядке общения, имеющее силу исполнительного листа, по аналогии с соглашением об уплате алиментов; установить в Гражданском процессуальном кодексе РФ немедленное вступление в силу решений суда об определении места жительства детей», сообщили в Общероссийском народном фронте.
«Предложения о введении уголовной ответственности касаются неисполнения судебных актов по спорам о воспитании детей, в которых разрешаются вопросы об определении их места жительства или порядка общения с ними», – прокомментировала эту инициативу Милосердию.ru адвокат, партнер BGP Litigation и президент БЮ Юристы помогают детям Виктория Дергунова.
По ее словам, данные статистики службы судебных приставов показывают, что в 2019 году было возбуждено 12 019 исполнительных производств в связи с неисполнением решений судов о порядке общения с детьми, окончено в связи с добровольным исполнением -123 (для сравнения, в 2018 из 10652 возбужденных – 98). Схожая картина наблюдается при исполнении решений об определении места жительства детей: из 752 исполнительных производств добровольным исполнением в 2019 г. было окончено только 54, а в 2018 г. из 734 – 66, что говорит о несовершенстве правового регулирования в части принудительного исполнения указанных решений судов о воспитании детей.
«Указанная проблема давно требует вмешательства со стороны законодателя и более жесткого, чем административный штраф, регулирования», – подчеркнула юрист, указав, что наказанием для виновных сейчас может стать штраф от двух до трех тысяч рублей (ч.ч. 2, 3 ст. 5.35 КоАП РФ (при повторном нарушении – от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток).
«При этом родитель может годами не исполнять решение суда, скрывая ребенка не только от второго родителя, но и от органов власти; переезжая с ним из города в город, тем самым фактически лишая его постоянного места жительства; отчуждая привязанность от другого родителя и стирая память о нем, – отметила Виктория Дергунова.
– Конечно, это представляет собой психологическое насилие над ребенком, жизнь которого всецело зависит от действий и поведения родителя, с которым он фактически находится при условии неспособности к самозащите собственных прав.
То есть, родитель действует не в интересах ребенка, определенных в решении суда, вынесенного исходя из них: жить с определенным родителем и общаться в определенном порядке с другим. И административного штрафа за такое поведение явно недостаточно, поскольку на практике административный арест к родителю, на воспитании которого находится ребенок, не применяется, даже если он находится фактически незаконно, в связи с неисполнением судебного акта».
«За неисполнение судебных актов о содержании детей уголовная ответственность существует уже давно и никогда не вызывала дискуссий (имею ввиду неисполнение алиментных обязательств). Поэтому введение уголовной ответственности за неисполнение судебных актов о воспитании детей также выглядит логичной и давно назревшей проблемой», – подчеркнула руководитель фонда.