Видеоконференцию с подопечными петербургских ПНИ провели глава городского комитета по социальной политике Александр Ржаненков и его подчиненные. Встреча, организованная по предложению БОО «Перспективы», проходила с использованием линии специальной связи.
По итогам встречи дан ряд важных поручений. В будущем чиновники намерены продолжить общение с подопечными ПНИ в подобном формате.
«Мы хотели повторить День волонтера для чиновников, который уже проводили в мае прошлого года, – рассказала Милосердию.ru представитель некоммерческой организации Светлана Мамонова. – Тогда они приезжали в интернат, и действительно участвовали в волонтерской работе, помогали подопечным. Это была очень важная для них возможность узнать, как живут люди в интернатах.
В этом году, во время ковида, это было особенно важно, мы очень хотели, чтобы чиновники пообщались с инвалидами, и с теми, кто им помогает, с волонтерами. Но из-за обострения эпидемии этого сделать не удалось. Но разговор без посредников все-таки удалось.
В разговоре приняли участие проживающие из всех интернатов Петербурга, и их руководители, а с другой стороны – председатель комитета, все его замы и главы отделов, всех структур, которые отвечают за оказание услуг в интернатах.
Мы боялись, что подопечные будут обращаться с бытовыми вопросами, которые решаются на уровне интерната. Но выяснилось, что мы их недооценивали. У них очень серьезные, системные вопросы. Их интересует будущее. Интересует возможность жить вне интерната – об этом спрашивали чаще всего.
Те, кого эвакуировали на время пандемии, хотят вернуться из интерната в квартиры, они просили у главы комитета помощи в получении социального жилья для сопровождаемого проживания. Люди задавали вопросы, когда закончится ковид, когда у них снова начнутся поездки.
Глава комитета по соцполитике дал руководителям учреждений важное распоряжение – устраивать для проживающих виртуальные встречи с друзьями, с близкими.
Конечно, обсуждался вопрос возвращения дееспособности. Александр Ржаненков признал, что бывают, и нередко, случаи, когда дееспособности лишают неоправданно, потому что так легче организовывать жизнь людей в интернатах – и это нарушает права человека. Он попросил всех директоров интернатов максимально содействовать возвращению подопечным дееспособности там, где это возможно, помогать им и поддерживать эту инициативу.
Один из жителей интерната пожаловался, что по действующим правилам жители ПНИ обязаны отдавать учреждению 75% не только от своей пенсии, но и от зарплаты после трудоустройства. Люди хотят работать, но после введения этого правила у них отнимают почти весь заработок. Глава комитета признал, что это несправедливо, и поручил своим замам обсудить с Минтрудом возможный пересмотр таких норм.
– Как отбирали участников встречи? Там были не только дееспособные?
– Не только. Главным критерием была способность сформулировать свой вопрос.
Как правило, голосом живущих в ПНИ является общественный сектор. И иногда нам говорят: а они точно так думают? Вы уверены, что они хотят жить в квартирах, а не в интернатах? А тут чиновники услышали самих проживающих.
И еще: такие встречи очень важны для самоощущения и самоуважения этих людей. Многие ведь считают, что в интернатах живут «психи», которые не могут связать двух слов, с которыми опасно находиться рядом.
Тут мы видим, что это клиенты социальных учреждений, получатели услуг. Это граждане, которые имеют право задать вопрос чиновникам, организующим их обслуживание. У них вполне нормальные желания – жить дома, иметь свое имущество, быть частью общества».
«То, что для разговора с ними собрался весь аппарат комитета администрации – важный сигнал для всего общества: это не какие-то люди второго сорта. Это такие же люди, как мы!», – подчеркивают в БОО «Перспективы».
«Эта встреча – фантастическая возможность каждому из нас еще раз подумать, а нормально ли, что триста тридцать тысяч человек в нашей стране живут за забором, словно заключенные, хотя они ни в чем не виноваты», – заявила основатель БФ «Вера», автор проекта «Регион заботы» Анна Федермессер.
«Их поместили за забор за то, что они болеют, за то, что они одиноки, не умеют говорить или передвигаются на инвалидной коляске, а порой – все это сразу, 3 в 1. Может ли это служить достаточным основанием, чтобы прятать их от нас и от наших детей, а от них самих прятать возможность жить человеческой жизнью – ходить в кино, есть мороженое, вызывать такси. Мы лишаем их тех возможностей, которые положены им по закону. А у них хватает сил и мужества заявлять об этом», – подчеркнула она.