В Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей остановлены операции по трансплантации почек. Последнюю пересадку врачи сделали 1 апреля 2021 года. Причина – бюрократические препоны, заявляет руководитель отдела трансплантации Михаил Каабак.
«Мы вынуждены остановить трансплантации из-за того, что у нас нет подписанных бумаг консилиумов, разрешений врачебных комиссий и прочего», – сообщил Каабак.
Врач рассказал о том, что процедура оформления показаний к операции затянута. Дети из отдаленных регионов приезжают в Москву на консилиум, затем возвращаются в регион, где проходят врачебную комиссию, потом опять едут в Москву. Такое затягивание процесса Каабак назвал издевательством.
«Не понимаю, почему невозможно оформить показания к трансплантации органов дистанционно», – недоумевает доктор.
Кроме того, у врачей и руководства центра имеются разногласия из-за законности применения лекарств. Дело в том, что медики используют препараты, которые родители покупают через благотворительные фонды, не указанные в официальном перечне фондов.
Руководство центра считает, что такие лекарства могли неправильно храниться, сообщает директор АНО «Темида Марина Десятская на сайте «Русфонда». Врачам за «неправильные» лекарства объявляют выговоры. Михаил Каабак на следующей неделе получит уже второе взыскание и будет оспаривать его в суде.
«Сейчас 16 детей, которые должны быть прооперированы до начала лета, не могут попасть на трансплантацию. Из них пятеро находятся в тяжелом состоянии, и оперировать их надо срочно, в ближайшие две недели. Операции, скорее всего, не состоятся», – пишут родители больных детей.
Обеспокоенные родственники малышей объединились и написали петицию, адресованную Минздраву России. Основное требование – отставка директора центра Андрея Фисенко.
«Требуем отставки руководства «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» (НЦЗД), чье решение привело к тому, что двухлетний ребенок остался без почки, погибло 4 ребенка, а пациенты с командой врачей, опять остаются без отделения и работы!», – сообщается в петиции.
Из документа следует, что родители недовольны работой учреждения. Они уже полгода пытаются поговорить с Фисенко, но безрезультатно.
«И родители, и сами врачи признаются, что дождаться трупный орган невозможно, стать донором для родного ребенка – тоже. Процедура сбора документов настолько забюрократизирована, что одолеть ее очень сложно. Тогда как счёт идёт на недели и даже дни и на кону жизнь детей. Чтобы пациенту попасть в лист ожидания сейчас необходимо пройти три (!) врачебных комиссии, – сообщают родители. – Вместо того, чтобы делать трансплантации детям, 16 из которых срочные, 5 очень срочные, мы погружены в бесконечные препирательства с администрацией НМИЦ ЗД по поводу порядка организации работы отдела трансплантации органов. В результате хирургическая работа полностью остановлена под надуманными предлогами. Степень отсутствия взаимопонимания с администрацией иллюстрируется тем обстоятельством, что изучение вопроса о законности способов применения лекарств, приобретаемых благотворительными фондами, ведется в ходе двух судебных процессов».
Это не первый скандал в Национальном центре здоровья детей. В 2019 году из учреждения уволили двух ведущих трансплантологов – Михаила Каабака и Надежду Бабенко. Официально сообщалось, что с хирургами расстались из-за того, что они работали на четверть ставки. Операции также были приостановлены. Но через две недели медики вернулись к работе благодаря вмешательству тогдашнего министра здравоохранения Вероники Скворцовой.