С 1 сентября 2022 года детям с ограниченными возможностями здоровья без навыков самообслуживания не может быть отказано в очном посещении школьных классов, групп или групп продленного дня в общеобразовательных школах, рассказали «Милосердию.ru» в Центре лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП).
Новый приказ Минпроса касается обучения детей с умственной отсталостью по адаптированным программам в созданных для них классах или группах. Он был подписан в феврале 2022 года, а на днях был официально зарегистрирован.
В работе над документом участвовали представители центра и профильных общественных организаций. В нем говорится также о специальных группах продленного дня, которые могут создаваться для детей с теми или иными видами нарушений.
«Так, для школьников с расстройством аутистического спектра допустимо 8 человек и в классе, и в группе, а для ребят с задержкой психического развития это количество составляет 12 человек. Меньше всего должны быть классы и группы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Предельная наполняемость в них составляет 5 человек», – пояснили в ЦЛП.
Изменения к приказу Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в части снятия ограничений по очным посещениям классов (групп) детьми, не имеющими навыков самообслуживания, вносятся приказом Министерства просвещения РФ за № 69 от 11 февраля 2022 года. Они были инициированы председателем Правления Центра лечебной педагогики Анной Битовой на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать до сентября 2027 года.
Снятие ограничений на очные посещения образовательных организаций для детей без навыков самообслуживания – это устранение очередного дискриминационного барьера, считает консультант проекта «Родительская приемная» РОО помощи детям с РАС «Контакт», мама ребенка с РАС Наталья Виноградова.
«Это такие пусть и небольшие, но важные шаги на пути отказа от архаичных установок социальной эксклюзии к выстраиванию работы с особыми детьми на основе уважения к ним, признания уникальности и индивидуальности каждого», – отмечает она.
Однако реальные плоды принятое решение принесет, лишь если в российских школах будет решен вопрос с кадрами, необходимыми для обучения детей с ОВЗ. Для этого нужно уточнить нормы и правила об обеспечении детей тьюторами и ассистентами – сейчас они допускают слишком широкое толкование, отмечает эксперт.
По ее словам, проблемы с тьюторским сопровождением – одна из самых частых причин обращения родителей за помощью в РОО «Контакт».
«В решении Минпроса речь идет о детях с тяжелыми нарушениями развития, – пояснила исполнительный директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Александра Фадина. – Это дети, у которых есть проблемы с основными бытовыми навыками самообслуживания: ребенок не может сам поесть, сходить в туалет и так далее.
Еще в 2013 году был принят приказ, ограничивающий очное обучение таких детей в общеобразовательных школах. Не было специалистов, которые могли бы помочь такому ребенку в самообслуживании, хотя в числе специальных образовательных условий были указан ассистент (помощник). Однако профессиональный стандарт ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе при получении образования, был утвержден в 2017 году.
Действующий до настоящего времени «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» позволяет школам не допускать детей без навыков самообслуживания к очному обучению. От родителей начали поступать жалобы, что их детей „выпихивают« на домашнее обучение».
Между тем, домашнее обучение – не обязанность, а право, которое предоставлено для детей с определенными заболеваниями, и дело родителей – пользоваться этим правом или нет, подчеркивает эксперт. Социальный контакт, социальное окружение могут очень много дать ребенку с интеллектуальными нарушениями, даже больше, чем сами занятия. И раньше, когда такие дети учились в так называемых школах 8-го вида, надомное обучение считалось противопоказанным для них.
По словам Александры Фадиной, представители профильных НКО добивались отмены решения, закрывающего детям без навыков самообслуживания дорогу в школу. Руководитель ЦЛП Анна Битова обращалась с этим вопросом к вице-премьеру Татьяне Голиковой, проблема обсуждалась с Минпросвещения России.
«Теперь детям без навыков самообслуживания нельзя отказывать в посещении не только очных занятий в общеобразовательной школе, но и группы продленного дня, – пояснила представитель ЦЛП. – При этом продленка для них может быть организована отдельно, в небольших группах, с учетом их особенностей.
Все помнят историю с подопечным Лидии Мониавы, для которого она добилась права на посещение занятий в обычной школе. Формально до недавних пор в возможности посещать школу могли отказать и Коле, и детям с менее тяжелыми нарушениями, но, как показывает практика, при желании вопрос может и должен решаться в интересах ребенка».
По словам эксперта, трудно назвать точное количество детей, которые не могут себя обслуживать, но могли бы ходить в школу. Всего в России в 2021 году насчитывалось 717 000 детей с инвалидностью, и опыт показывает, что примерно десятая часть из них – дети с тяжелыми множественными нарушениями. Примерно 20% из них находятся в детских домах-интернатах для детей с нарушением интеллекта (ДДИ), но и там в последнее время происходят позитивные изменения. Дети из ДДИ теперь тоже должны учиться, и специалисты рекомендуют, чтобы как можно больше из них посещали школу очно, при этом их могут дополнительно сопровождать и сотрудники интерната.
«Необходимо, чтобы в школах в полном объеме выполнялись бы рекомендации, которые дает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), – подчеркнула Александра Фадина. – Если ребенку рекомендован ассистент или тьютор и они внесены в заключение комиссии – такие специалисты должны появиться в школах.
Важно понимать: сейчас школа, если это только не казенное учреждение, а обычное ГБУ, имеет полное право сама определять свое штатное расписание, формировать классы с любой наполняемостью, принимать свое положение об оплате труда персонала. Если ставка открыта, а на нее никто не идет – нужно обсуждать, как привлечь необходимых работников, каким образом их стимулировать.
Родители должны добиваться, чтобы потребность в ассистенте или тьюторе, если она есть, была бы зафиксирована в заключении ПМПК. То, что там записано, для родителей является рекомендацией, но для школы – обязательно к исполнению. И если школа не хочет выполнять решение ПМПК, и если мы обращаемся по этому поводу в Минпросвещения России, то нам отвечают – жалуйтесь в Рособрнадзор или в прокуратуру» .