Новый приказ Минпроса об организации образования детей, вступающий в силу с 2021 года, не учитывает интересы детей с ОВЗ и окажется разрушительным для системы их обучения, уверены в профильных некоммерческих организациях. Одним из последствий может стать лишение детей поддержки тьюторов и ассистентов, считают эксперты.
«Новый приказ издан, вероятно, в спешке, чтобы внести абзац про дистанционный формат образования. В раздел же, касающийся обучения детей с ОВЗ, никакой ясности не внесли», – заявила Милосердию,ru директор Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
По ее словам, в новом документе не учитываются условия инклюзивного образования, нет прозрачности в выделении ребенку тьютора и ассистента, не учитывается разница их функций, ранее уже разъясненная в письме Минобра. Нет определения тьюторского сопровождения, а его максимальная продолжительность ограничена одним годом.
«Новый приказ не должен был после 7 лет работы воспроизводить опять невнятности в организации образования детей с ОВЗ и не учитывать реалий уже развитой практики инклюзивного образования. Новый приказ никак не может воспроизводить терминологию (умственная отсталость), исключенную из определений ФЗ об образовании», – подчеркивает эксперт.
«Во время пандемических действий властей, из всего, что касается ограничительных или каких-то регламентирующих мер, мы четко заметили одно: инклюзивное образование находится у государства в зоне «слепого пятна», – рассказала Екатерина Мень.
– Ни указы мэра, ни новые приказы Минпроса вообще даже не вспоминают о наличии детей с ОВЗ, состоящих в инклюзивном образовании. Как были они разделены физически – «больные» и «здоровые» – так в головах чиновников это и сидит».
«Вышедший приказ не обсуждался ни с профильными общественными организациями, с членами экспертного совета по аутизму, ни с теми, кто работает «на земле», – рассказала Милосердию.ru руководитель РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова
И, в результате, он является по сути дискриминирующим, вступая в противоречие с другими законодательными актами, не учитывая правоприменительную практику, и все, на что раньше указывали эксперты.
– Приказ никак не учитывает специфику инклюзивного образования. Люди, его разрабатывавшие, не имеют никакого представления о проблематике с ней связанной.
Мы снова откатились в прошлое и формулировками о сопровождении.
Как организация, защищающая права детей с ОВЗ и инвалидностью, мы получаем сотни обращений в год, из которых большая часть связана с нарушением прав на образование, а большая часть из них – именно с вопросами сопровождения.
Из-за размытости формулировок законодательства, противоречий в разных законодательных актах повсеместно нарушаются права детей.
Мы потратили несколько лет на то, чтобы изменить дискриминационный САНПИН, ограничивавший права детей на включение в образовательный процесс по нозологическому принципу.
И сейчас все эти усилия сведены этим приказом к нулю. Такое впечатление, что у каждого следующего министра все меньше времени на то, чтобы вникать в специфику организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью».
«Будем требовать изменять и отменять дискриминационное законодательство»,
– подчеркнула Елена Багарадникова. По ее словам, ограничение срока предоставления тьютора или ассистента неизбежно будет истолковано на местах как запрет на дальнейшее возобновление этих услуг.