Внесенный в Госдуму законопроект о запрете приема в школы не владеющих русским языком детей без российского гражданства носит дискриминационный характер и не решает существующие проблемы, уверена ведущий эксперт РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова.
По ее словам, такие нововведения могут лишить детей, например – недавно прибывших в Россию, права на образование. Созданию обещанных центров подготовки иноязычных детей к школе мешает недостаток средств и дефицит необходимых кадров, в Минпросе обещают запустить их в течение двух-трех лет, при этом запрет на учебу не знающих языка детей может быть введен уже в апреле 2025 г.
Таким образом, дети мигрантов, не сумевший пройти языковой тест, будут исключены из образовательной системы, лишатся возможности получить культурные знания, а это затруднит их интеграцию в общество, указывает эксперт.
«Введение тестирования предполагает, что дети мигрантов уже должны владеть русским языком, но не уточняет, как и где они смогут подготовиться к тесту. Если бесплатные курсы по русскому языку для таких детей не предусмотрены, барьер становится практически непреодолимым», – подчеркивает Елена Багарадникова.
Она отметила, что особому риску в случае принятия закона подвергнутся дети-мигранты с ментальными нарушениями или другими особыми образовательными потребностями. Они могут испытывать дополнительные трудности в изучении языка и прохождении тестирования, и предложенные поправки могут вообще закрыть им доступ в школу, лишить возможности социализации и развития навыков. Между тем, законопроект не предусматривает альтернативных форм тестирования для таких детей.
«Дети с особыми образовательными потребностями, особенно с ментальными нарушениями часто являются стигматизированной частью общества, – указала Елена Багарадникова. – Миграционный статус в сочетании с ментальными нарушениями ставит таких детей в крайне уязвимое положение. Они могут оказаться вдвойне исключенными из образовательной и социальной среды. (…) Если ребенок не сможет пройти тестирование, семья рискует попасть под ещё большее давление со стороны миграционных органов из-за отсутствия доступа к обязательному образованию».
«В Конституции Российской Федерации право на образование описывается в нескольких статьях, подчеркивающих его обязательный, равный и недискриминационный характер. Положения Конституции распространяются на всех: граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Статья 43, часть 1 гласит, что «Каждый имеет право на образование», – напоминает эксперт.
28 ноября стало известно, что Госсовет Татарстана большинством голосов отказал в поддержке законопроекта, закрывающего детям с иностранным гражданством доступ в школы без подтверждения знания русского языка. Обсуждение законопроекта в Госдуме в первом чтении запланировано на 10 декабря.