Бывший главный акушер-гинеколог Ростовской области профессор Ирина Буштырева заявила, что в 2017-2018 годах врачей в этом регионе вынуждали не отправлять матерей из сельской местности с угрозой преждевременных родов и недоношенных младенцев в перинатальный центр, оставлять их в районных больницах, где они не могли получить необходимую помощь, и оформлять умерших детей как мертворожденных, подделывая сроки беременности и вес детей, чтобы улучшить показатели статистики.
Она обратилась в правоохранительные органы и СМИ, обвиняя в организации массовых фальсификаций Татьяну Быковскую, руководившую здравоохранением региона до своего задержания в ноябре 2019 года по обвинению в превышении полномочий, и после освобождения из-под домашнего ареста – в январе – октябре 2020 г., до выхода на пенсию.
«В следком я представила доказательства, а именно личную переписку, где она говорила, что вот такая у нас будет стратегия. До 26 недель перинатальный центр не будет получать этих детей, чтобы их не спасали, скажем так не перспективных. Это ее видение: перспективные — неперспективные. На самом деле, дети все перспективные», – заявила Ирина Буштырева изданию «Блокнот.ру».
«Врачи жаловались, что им нужно не писать правду в истории (болезни – прим.), а иногда не заводить даже эту историю. Иногда этот «плод», как считали, лежал без помощи какое-то время, потом умирал. История не заводилась, а все это списывалось на поздний выкидыш, особенно если женщина не наблюдалась», – рассказала она, пояснив, что многие роженицы, особенно на сельских территориях, не встают на учет из-за того, что для этого нужно далеко ехать.
Такая ситуация травмировала врачей, отметила Ирина Буштырева. «Мы котят не топим. А если ребенок маленький, он пищит… А им говорят – нет, не выхаживайте…»
Также врач рассказала, что передала в СКР 100 фамилий женщин, которые были включены в базу данных перинатального центра, а затем исчезли оттуда, и сведений о судьбе их детей не было.
«Мне в следкоме показали, что как минимум 20 детей из 100 представленных, записаны как поздний выкидыш, им не оказана помощь и доказана подделка медицинских документов. Но 20 детей это же тоже целый класс или группа детского сада», – сообщила она.
По сведениям «Блокнот.ру», по крайней мере одна женщина с патологией беременности, долгое время добивавшаяся направления на сохранение в перинатальный центр, не попала туда, и умерла во время родов в районной больнице. Зато в 2018 году Ростовская область резко улучшила показатели по смертности новорожденных, поднявшись выше среднероссийского уровня, отмечает издание.
Татьяна Быковская в одной из бесед заявила, что знает, как в соседних регионах «снижают» младенческую смертность, и будет действовать так же, утверждает бывший главный акушер-гинеколог области.
Ранее в Калининграде присяжные оправдали врача-неонатолога Элину Сушкевич и бывшего директора роддома Елену Белую, обвинявшихся в убийстве недоношенного младенца, которого затем записали как мертворожденного, чтобы улучшить показатели статистики.
После этого председатель совета Российского общества неонатологов Олег Ионов сообщил о намерении этой организации в 2021 году добиваться для медиков легальной возможности отказа от реанимации родившихся живыми, но глубоко недоношенных детей. С подобными высказываниями во время процесса над Сушкевич и Белых выступила в «Новой газете» и неонатолог Елена Кешишян, предложившая не регистрировать недоношенных детей в течение недели после рождения, и разрешить не выхаживать их с согласия родителей.
«Мы знаем, что обычно врачей не поощряют публично выступать по различным вопросам в СМИ. И возникает подозрение, что такие высказывания – позиция Минздрава, которую пытаются теперь оформить как мнение общественного большинства, чтобы работать уже в этом контексте: экономия средств на здравоохранении за счет отказа от продления жизни «нежизнеспособным» людям», – заявила Милосердию.ru пресс-секретарь Гиппократовского медицинского форума Инна Ямбулатова.