Очередной законопроект, обязывающий торговые сети раздавать продукты с истекающим сроком годности социально незащищенным группам населения, собираются внести в Госдуму 10 января 2024 года депутаты фракции «Справедливая России – За правду», сообщают «Известия».
В пояснительной записке к документу, к документу, выдержки из которой приводит издание, цитируется исследование, проведенное НИУ ВШЭ. Согласно исследованию, по итогам 2022 года в России за чертой бедности находились 14,3 млн человек, 60,4% граждан отдавали за продукты примерно половину своего ежемесячного дохода, почти весь заработок уходил на питание у 16%. При этом, по данным того же исследования, ежегодно в стране списывается и выбрасывается 17 млн тонн еды, а стоимость этих продуктов оценивается в 1,6 трлн рублей.
Проблему предлагается решать путем устройства в магазинах «социальных полок», с которых малоимущие (с соответствующими документами) могли бы бесплатно получить продукты с истекающим сроком годности. Также издание упоминает, что законопроект содержит перечисление неких «налоговых послаблений» для ритейла, но не уточняет их содержание.
Между тем, в декабре «Известия» уже сообщали об аналогичном законопроекте, который был направлен в правительство из Совета федерации. Суть декабрьского законопроекта, поддержанного торговыми сетями, состояла в том, чтобы освободить продукты с истекающим сроком годности от «восстановленного НДС» – налога, который торговля должна заплатить с любого товара, который она передает покупателю даже бесплатно.
Тогда опрошенные изданием эксперты поясняли, что при нынешней системе налогообложения передача товара на благотворительность обходится торговым сетям дороже, чем утилизация – ведь с просроченного товара, который списывают, НДС платить не надо.
За отмену «восстановленного НДС» в декабре высказывались представители «Магнита» (владеет сетями «Магнит» и «Дикси») и X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»).