Проблема обеспечения детей с диабетом системами непрерывного мониторинга глюкозы решается, но безусловно, это происходит недостаточно быстро, считает депутат Госдумы Наталья Костенко. Она прокомментировала обращение родителей, требующих не лишать их детей возможности сохранить здоровье, избежав последствий колебаний сахара в крови.
– В 2019 гг., когда мы начали вести речь о закупке таких мониторинговых систем (при поддержке спикера Вячеслава Володина я поднимала эту тему с трибуны Госдумы) никто в правительстве не был к этому готов, – рассказала депутат Милосердию.ru. – Сегодня позиция изменилась. И в целом все поддерживают и осознают такую необходимость. В ответ на мое обращение в текущем году на имя Татьяны Голиковой по этому вопросу, Минздрав сообщил, что после проработки, в качестве первого шага было принято решение о закупке мониторинговых систем для детей до 4 лет на средства Фонда «Круг добра». Это стоит порядка 1 млрд руб. Пока этого не сделано, но я направила письмо Т. А. Голиковой в целях ускорения реализации одобренного экспертным советом Фонда решения.
Однако, и в Думе и в Минздраве осознают, что нужно решить проблему для всех детей. Поэтому сейчас прорабатываются варианты финансирования из федерального бюджета. Все расходы порядка 8 млрд руб. Глава Минфина Антон Силуанов на встрече с фракцией «Единая Россия» выразил готовность решить эту проблему, но в контексте общих расходов (вместе с помпами).
Для реализации закупок нужно принять ряд бюрократических действий. Например, включить мониторинговые системы в постановление № 3054-р о перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг. Но сначала должны быть выделены хотя бы небольшие деньги из бюджета. Кроме того, закупке мониторинговых систем препятствует то, что компания производитель не подала в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения документы на регистрацию медизделия в государственном реестре медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Исходя из этих препятствий решение проблемы двигается. Над ней работает профильный комитет Госдумы по здравоохранению, нас поддерживает руководство Госдумы. Поэтому я в целом оптимистично смотрю на перспективы обеспечения детей системами флэш-мониторинга.
В расчетах, которые Вы привели акцент сделан на снабжение системами детей. Нет ли аналогичных расчетов для взрослых, и какая общая сумма (по Вашим оценкам) необходима, чтобы систем хватило на всех?
Мы занимались только детьми, потому что им эти системы реально необходимы. Дети до 4 лет даже не могут родителям сообщить об ухудшении самочувствия. В школе подростки стесняются. А взрослый человек способен вести мониторинг самостоятельно и имеющимися средствами. Но у взрослых гораздо более острая проблема стоит в связи с невыдачей государством инсулинов и других необходимых лекарств.
Безусловно, мы должны стремиться к повышению качества медицинского обеспечения. Делать его современным. Посчитать расходы не сложно. Детей, больных диабетом, у нас 50 000 – расходы 8 млрд, а взрослых – около 350 тыс (I тип) и почти 3,6 млн (II тип), это, соответственно, расходы в 7 и 80 раз больше. Так что реально взрослое население имеет шанс получить мониторинговые системы, если в нашей стране будет наконец-то разработана специальная федеральная программа. К счастью, ее подготовка обсуждается, но когда она будет принята – пока не ясно.