За год в России принимается 120 – 130 тысяч постановлений о депортации прибывших из других стран людей. Решения выносятся конвеерным методом, и это приводит к тому, что из России оказываются выброшены и те люди, которые надеялись на ее заступничество. Об этом рассказал порталу Милосердие.ru писатель, депутат Госдумы Сергей Шаргунов, комментируя сообщения правозащитников об участившихся случаях депортации на Украину людей, которым там угрожает преследование, заключение и пытки. Поводом для таких решений становятся и незначительные нарушения режима пребывания в России.
По словам депутата, ему лично известны случаи депортации беженцев, приведшие к трагическим последствиям. Помимо известной истории активистки Марии Меньшиковой, высланной на Украину, где она была заключена в тюрьму и найдена затем повешенной в камере, это и другие люди, участники боевых действий или протестных выступлений, которых на Украине ждет неминуемая расправа.
«Ко мне постоянно обращаются с этими темами, я реагирую на каждое такое обращение, – говорит политик. – Не просто пишу запросы, но стараюсь обращаться ко всем депутатам, выхожу на трибуну Думы. То есть, делаю максимум возможного для того, чтобы подобного не допускать.Кроме всего прочего, такие случаи бьют по общественному сознанию. Нужно положить предел подобным действиям, их надо остановить на законодательном уровне.
– Что можно сделать для исправления ситуации?
– Я считаю, нужно принимать закон о политическом убежище. Такой закон разработан. Действительно, многие люди, в том числе – интеллектуалы, ученые, приехали сюда – и здесь наткнулись на бетонную стену. Они ждут участия, сочувствия и милосердия. Конечно, нужно сделать эффективной процедуру придания статуса политического беженца, политического иммигранта.
Когда-то, в 90-е годы, было принято решение, что мы не должны предоставлять политическое убежище, ведь вокруг нас – одни друзья и союзники. Но пора трезво смотреть на окружающий мир.
Более того, у нас нет нормального учета наших граждан, которые оказались в тюрьмах на Украине. Я рассказывал в Думе историю российского гражданина Евгения Мефедова, вся вина которого состоит в том, что он выжил во время пожара в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году. Из реанимации его увезли в тюрьму, и мучают уже почти 4 года, при довольно равнодушном отношении нашего государства. Нам давно пора добиваться его обмена. Мы как-то не понимаем значения человеческой жизни, равнодушны к человеческим судьбам, это очень печально…
– Насколько вероятно, что ситуацию удастся изменить?
– Здесь нужно проявить политическую волю. На самом деле, если сверху будет сигнал, то разумеется, в парламенте его поддержат все фракции без исключения. Но все, что связано с этой темой, как всегда, упирается в принятие решений на высшем уровне. Немногие, к сожалению, находят в себе силы и решительность лично проявлять инициативу.
– Как действовать тем, кто попал в такую ситуацию сейчас?
– Обращаться ко мне. Я обещаю не только защиту на уровне депутатских запросов, но и максимальную информационную огласку. Главное – не молчать, обращать внимание на эту ситуацию, понимать, что если вы не молчите, то вы будете услышаны и есть шанс, что вам удастся помочь.
Некоторые обращаются уже слишком поздно. Были ситуации, когда удавалось снять людей с поезда, благодаря нашим усилиям, потому что их уже везли на расправу.
О чем еще стоит сказать: не следует забывать и заключенных в наших лагерях и СИЗО. Я считаю, что нужна амнистия, хотя бы к 9 Мая, для тех, кто совершил мелкие, незначительные правонарушения.
Конечно, очень много для заключенных, для помощи страждущим и поддержки узников, делает Церковь. К сожалению, этого мало в новостях. Но хотелось бы, чтобы был принят закон о том, чтобы по поручению уполномоченного по правам человека сотрудники его аппарата имели бы возможность приезжать к людям в тюрьмы и лагеря, отзываться на жалобы и проверять их.
Пока, к сожалению, у нас очень непрозрачная пенитенциарная система. А это очень важно, чтобы люди выходили на волю не озверевшими, не разуверившимися в человеческом, не закоренелыми преступниками. К сожалению, в плане тюрем и лагерей у нас все не очень благополучно. Это сказывается и на атмосфере в обществе.
Что еще нужно? Нужно, чтобы было доверие. И чтобы те люди, которые верят в Россию, могли на нее положиться».
Об учащении случаев депортации из-за нарушений режима пребывания беженцев с Донбасса на украинскую территорию, где им грозит преследование, заключение и пытки, ранее сообщили в комитете «Гражданское содействие». «То, что украинцы с Донбасса ищут убежища в России или даже официально уже имеют соответствующий статус – игнорируется. Выдворяют всех: служивших, неслуживших, потерявших в России украинский паспорт, не имеющих регистрацию и даже тех, кто перед законом кристально чист», — подчеркивают правозащитники.