Митрофорный протоиерей, настоятель Свято-Троицкой обители милосердия, ректор Оренбургского епархиального духовного училища, директор православной общеобразовательной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского и благочинный четырёх районов Оренбургской области Николай Стремский обвиняется в изнасиловании своих несовершеннолетних приемных детей.
Что произошло?
23 сентября в поселке Саракташ был взят под стражу настоятель Свято-Троицкой обители милосердия протоиерей Николай Стремский. Священник известен на всю страну как человек, который усыновил и взял под опеку рекордное количество детей – 70 человек. Стремского обвиняют в совершении развратных действий по отношению к несовершеннолетним. Спустя два дня, 25 сентября в Ленинском районном суде Оренбурга в отношении священника была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 1 месяц 19 суток до 12 ноября 2019 года.
Органы следствия обвиняют отца Николая Стремского в совершении преступлений, предусмотренных ст. 131 ч.4 п. б (изнасилование несовершеннолетней, не достигшей 14 лет); ст. 135 ч.3 (развратные действия, совершенные в отношении группы лиц, не достигших совершеннолетия) и ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних) УК РФ. Также была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 1 месяц 19 суток дочери Стремского и его зятя, которые обвиняются по ст. 127 (незаконное лишение свободы) УК РФ. Соответствующее заявление было размещено на официальном сайте суда.
По данным телеканала «Вести Оренбуржья», заявление о правонарушении поступило сразу от троих приемных дочерей отца Николая. Издание Life со ссылкой на местные органы правопорядка и семью самого Стремского сообщает, что заявление подписала одна из девочек 2004 года рождения.
Сам Николай Стремский своей вины не признает и от любых комментариев по своему делу отказывается. Его адвокаты уже заявили о готовности обжаловать обвинение и избранную меру пресечения.
В настоящее время судьба детей, находившихся в этой семье, доподлинно неизвестна. По данным «Комсомольской правды», семь человек было изъято и передано в социальные учреждения Оренбургской области. Все они признаны потерпевшими по этому делу. РИА Новости сообщают о том, что по делу в качестве потерпевших проходит восемь детей. Это все, кто находился на попечении отца Николая в настоящий момент.
Учитывая громкий резонанс и общественную значимость этого дела, расследовать его будут специалисты из Центрального аппарата Следственного комитета России.
Кто такой протоиерей Николай Стремский?
Священник Николай Стремский известен как самый многодетный отец в России. Усыновлять детей вместе с супругой Галиной он начал в 1992 году. Из 70 человек, прошедших в разное время через эту семью, 25 были усыновлены и носили фамилию своего нового отца, остальные были взяты под опеку.
В начале 90-х годов в поселке Саракташ под Оренбургом Стремский создал Свято-Троицкую обитель милосердия, в которую вошла богадельня для одиноких стариков, православная гимназия, духовное училище, сестричество и монашеская община. При этом воспитанием детей отец Николай занимался не только лично, но и при помощи старших детей, которые, вырастая, не покидали семью, а также с помощью членов своей общины. Так, арестованная в настоящее время вместе с ним взрослая дочь является приемной. Родных детей у Галины и Николая Стремских нет.
Принципы воспитания детей Стремский сформулировал в одном из своих интервью: «Воспитываются по старой русской традиции – отдельно. Живут в разных корпусах, учатся в разное время. Ребята готовятся стать главой семьи. Они раньше девочек встают и бегут в гимназию на занятия. Пока они грызут гранит науки, те прибирают в доме, ухаживают за малышами и старенькими больными бабушками. Девочки с детства познают профессию воспитателя и нянечки и знают ее лучше, чем многие дипломированные специалисты. Мальчики приучаются к чисто мужским работам: пилят-строгают, помогают по хозяйству на огороде, ферме. Вот сейчас они копают грядки для моркови и капусты. Девочки шьют, вяжут. Есть еще ответственные за всевозможную живность: кошек, собак, попугаев и рыбок. Но все это они делают между прочим, играючи».
В разное время протоиерей Николай Стремский неоднократно становился героем различных публикаций в СМИ, участником популярных ток-шоу – именно в роли многодетного отца, готового поделиться своим богатым опытом. Является лауреатом международной премии «Золотое сердце», премии «За веру и верность», награжден орденом «Родительская слава».
Отец Николай встречался с Патриархом Алексием II, президентом России Владимиром Путиным, уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым и неизменно получал высокую оценку своей деятельности.
Однако в 2015 году настоятель Свято-Троицкой обители милосердия оказался в центре громкого скандала: он был лишен прав за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Инцидент произошел в поселке Саракташ на Вокзальной улице. Полицейские заметили автомобиль Mercedes, припаркованный в зоне действия знака «Стоянка запрещена». На требование стражей порядка предъявить документы водитель, которым оказался Николай Стремский, тронулся с места и на большой скорости попытался скрыться. Его задержали лишь на территории Свято-Троицкой обители милосердия с явными признаками алкогольного опьянения. От освидетельствования священник отказался и на короткий период был запрещен в служении, однако потом восстановлен в нем.
Отец Николай Стремский также стал героем ряда публикаций, речь в которых шла о его баснословном благосостоянии. Так, священник являлся обладателем сразу нескольких дорогих иномарок, среди которых был автомобиль Mercedes чрезвычайно редкого золотого цвета. Настоятель Свято-Троицкой обители милосердия не скрывал, что весь автопарк принадлежит ему, но источников своих доходов не раскрывал.
На прошедшем 25 сентября судебном заседании по его делу стало известно, что в ходе обыска мероприятий по месту жительства Стремского и его ближайшего окружения были обнаружены документы, свидетельствующие о приобретении большого количества дорогостоящих объектов недвижимого имущества, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, сообщает «Эхо Оренбурга».
Какова реакция Церкви на происшедшее?
Указом митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина (Зарицкого) 25 сентября протоиерей Николай Стремский был запрещен в служении на время ведения следствия. Вместо него настоятелем Свято-Троицкой обители назначили протоиерея Иоанна Кочанкина.
При этом Оренбургская епархия не спешит делать выводов о виновности или невиновности священника. Ситуация находится на контроле у правящего архиерея.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда также прокомментировал сложившуюся ситуацию. Он призвал воздержаться от эмоций и не мешать следствию по делу священника. По словам Легойды, реакция епархии была «своевременной и единственно возможной в данной ситуации». « А дальше – презумпция невиновности, слышали про такую? Только суд может признать человека виновным. Или невиновным», – написал Владимир Легойда в своем телеграм-канале.
Виновен или нет: две точки зрения
Многие жители поселка Саракташ встали на сторону священника. «Девчонки написали, что их удерживали незаконно. На улицу не выпускали, что-то им не давали. Хотя другие дети говорят: не было такого. Там просто такие девчонки три – они сколько раз убегали, пили постоянно. Я сам сколько раз их тут пьяными видел», – на условиях анонимности сообщил телеканалу «Вести Оренбуржья» местный житель.
Не верят в виновность отца Николая и его домашние. В сознательном оговоре многодетного отца они подозревают одну из его дочерей, 15-летнюю Светлану (имя изменено). Журналистам издания Life другие дети, находящиеся в семье, сказали следующее: «Светлана очень обижена на папу, вот и говорит всякую ерунду. Она папу не слушалась, а у нас есть определенные правила. Папа очень сильно за нас переживает, тем более она не думает о последствиях». По словам детей, то самое насильственное удержание дома в качестве наказания имело место достаточно давно, но воспользоваться случаем девушка решила лишь сейчас.
Уже выросшая и покинувшая семью воспитанница священника Евгения Мирова рассказала телеканалу «360», что вся эта история произошла из-за того, что «папу кто-то сильно не любит». Девушка призналась, что к ней приезжали незнакомые люди и предлагали «взятки, чтобы я им рассказала про папу». Но рассказать она смогла лишь хорошее. «Папа для нас на все был готов. Если бы не он, мы бы никогда нигде не побывали. Просто кто-то очень хочет посадить папу, но они не понимают, что он вырастил 70 детей, и это нелегко, у каждого ребенка разный характер. Но он всегда искал выход из положения, чтобы все было хорошо», – говорит Мирова.
Другая приемная дочь отца Николая Арина Спасова заявила, что его «ложно обвиняют в изнасиловании детей». Девушка — представительница последнего поколения воспитанников, прожила со Стремскими с семи месяцев до 16 лет. Она подчеркнула, что ни разу не испытывала ни насилия, ни домогательств.
«Наказывали трудом, если провинился – иди на кухню мыть посуду, но никогда не было насилия, физически нас не наказывали. Я сама сидела с девочками, которые сейчас являются подростками, папа на них руку никогда не поднимал, даже голос не повышал», – рассказала позже ТАСС еще одна из воспитанниц, Наталья Каримова.
По ее словам, мальчики и девочки, взятые священником из сиротских учреждений, воспитывались раздельно. «Мальчики занимались работой по дереву, скотом, хозяйственные были мальчишки, а девочки по хозяйству дома: шили, убирали, готовить учились. Готовили нас и к тому, что мы станем матерями, как воспитывать детей объясняли. Никогда нас не били, мы ездили за границу, отдыхали на море, у нас все было, мы никогда ни в чем не нуждались», – пояснила она.
«Воспитывалась до 20 лет, мне очень многое дали, а теперь даже подумать страшно, в чем его обвиняют», – заявила бывшая воспитанница Дарья Окунева.
Семью постоянно проверяли представители органов опеки, рассказал приемный сын о. Николая Денис Стремский. «Приходили, беседовали, смотрели, проверки были раз пять-шесть в год из центра реабилитации и органов опеки, особенно, когда мы были маленькие. Мама предупреждала нас о проверках и просила рассказывать правду. Органы опеки приезжали, в том числе по заявлениям, которые завистники и клеветники подавали на папу. Это было постоянно», – заявил он корреспондентам.
В то же время, партия обвинителей Николая Стремского также велика. Против него высказались некоторые жители поселка Саракташ, обвинив священника в эксцентричном поведении и в том, что по их мнению он позволял себе весьма смелые поступки, например, установил на один из своих автомобилей настоящий пулемет.
О том, что к расследованию дела стоит подойти со всей серьезностью, заявил и губернатор Оренбургской области Денис Паслер. «На мой взгляд, не имеет значения, кем работал или кем служил человек, совершивший преступление, — священником, генеральным директором или дворником. У нас светское государство, и закон един для всех… Следственные органы начали работу по этому делу, и оценку произошедшему даст суд», — заявил глава региона.