Чтобы хорошо и эффективно помогать, НКО нужны стратегии. Разрабатывать их иногда помогают социологи. Для молодых исследователей (социологов и маркетологов), помогающих НКО, в России есть конкурс. 18 августа 2023 года были названы лучшие исследования конкурса ESOMAR Research Got Talent 2023.
Первое место заняло исследование о школьной травле для фонда «Журавлик», проведенное командой Group4Media.
Второе – исследование о том, кто может стать покупателями расселенных аварийных домов для Самарской организации «За информационное общество». (Известна тем, что проводит «Том Сойер фест».) Исследование проведено командой «Циркон».
Третье место – у исследования сборной команды «Рисечу днем и ночью» про то, как получение вещевой помощи влияет на жизнь семей, заказанное фондом «Второе дыхание».
«У нас на конкурсе бывают команды трех видов, – рассказывает представитель организатора конкурса, директор фонда Future Research Ольга Стрелкова. – Бывает, что заявляются готовые команды маркетинговых агентств. Иногда приходят сборные или студенческие – люди, которые знакомы между собой и сами образовали команду. А есть объединенные команды, их мы составляем сами из индивидуальных участников, которые написали нам заявки. В этом году самому младшему участнику было 19 лет».
По словам Ольги Стрелковой, у всех команд при регистрации на конкурс обязательно спрашивают, есть ли темы, которыми они категорически не хотели бы заниматься. (Для кого-то, например, могут оказаться психологически сложными исследования на медицинские темы.) Результаты опроса стараются учитывать при распределении тем.
Темы же, с которыми на конкурс приходят заказчики, бывают самые разные. Это и проблемы социальной адаптации, донорство, помощь людям с разными заболеваниями, сохранение культурного наследия и культурное развитие и другие. Так, например, в этом году, фонд АНО «Три сердца» спрашивали про путь семьи ребенка с врожденным пороком развития, БФ «Лавка радости» просили изучить аудиторию фондов, Палата художественных промыслов и ремесел Крыма спрашивала, как ведут себя покупатели сувениров, а «Музей русского импрессионизма» интересовался тем, как именно ходят по его залам посетители.
Участники команд проделывают огромную работу, проводя исследования, – это и анкетирование, и анализ прессы и социальных медиа, и наблюдения, и глубинные интервью (это когда людей не просто просят отметить квадратики в анкете, но подробно спрашивают о видении какой-то проблемы).
«Каждый год меня поражает и радует то, как наши участники выкладываются, – говорит Ольга Стрелкова. – Приходят люди, чтобы принять участие в престижном конкурсе. Но по ходу работы переключаются на то, как решить важную проблему. И это при том, что все участники конкурса работают совершенно бесплатно. Для нас это бесценно».
Все отчеты и видеозапись финала конкурса будут выложены на официальном сайте конкурса https://researchtalent.ru/.
Конкурс проводится в партнерстве с ассоциацией ОИРОМ (Объединение исследователей рынка и общественного мнения), платформой социальных изменений ToDoGood и фондом Future Research. Партнерами конкурса являются также исследовательские компании Oprosso, OMI (Online Market Intelligence), Top of Mind и Tiburon Research.