С января 2023 года Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) прекратят свое существование, вместо них появится единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России, СФР).
Среди решений, закрепленных в законе о слиянии фондов, есть и те, что напрямую затрагивают некоммерческий сектор – так, для благотворительных и социально ориентированных организаций вводится единый страховой тариф в размере 7,6%. Разобраться в них нужно уже сегодня, чтобы учесть важные изменения при планировании работы в будущем году.
О том, что на практике будет означать для НКО слияние фондов, «Милосердию.ru» рассказала юрист группы компаний Philin Philgood Злата Лебедева.
– Конечно, такое объединение повлекло за собой масштабные поправки в Бюджетный, Налоговый и Трудовой кодексы, в КоАП РФ и другие законы. Эти поправки вступают в силу с 1 января 2023 года. Начиная с указанной даты, единым будет не только тариф, но и предельная величина базы для исчисления страховых взносов (суммы, являющейся пороговой для применения того или иного тарифа).
Сейчас предельная величина базы на обязательное пенсионное и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством различается (1 565 000 рублей и 1 032 000 рублей соответственно). Но уже на 2023 год единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов будет определена, исходя из величины базы 2022 года для пенсионных взносов, проиндексированной с учетом роста средней заработной платы. То есть в основу расчета единой базы будет заложена сумма 1 565 000 рублей.
Для некоммерческих организаций, применяющих пониженные тарифы и сейчас, право на их применение сохранится. Остальные некоммерческие организации будут начислять и уплачивать взносы по единому тарифу: с выплат в границах предельной базы взносы будут начисляться с применением ставки 30%, свыше этой базы – с применением ставки 15,1%.
– Если некоммерческая организация (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющая упрощенную систему налогообложения, ведет в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), или некоммерческая организация является благотворительной и также применяет упрощенную систему налогообложения, то такие организации вправе применять пониженные тарифы, а именно: 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов, и 0,0% – свыше единой предельной величины базы.
Единая предельная величина базы определится позднее путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации, а с 1 января 2024 года будет индексироваться по этому правилу ежегодно.
– Вместо каких платежей вводится новый единый тариф?
– Единый тариф объединит следующие страховые взносы, исчисление и уплата которых осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации:
– на обязательное пенсионное страхование;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Стоит отметить, что взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не попадают под действие нововведений и должны будут начисляться и уплачиваться отдельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
– По такому тарифу будут платить за всех работников организации, или только за некоторых?
– Единый тариф будет применяться как к выплатам работающих по трудовым договорам, так и к вознаграждениям физических лиц, с которыми заключаются договоры гражданско-правового характера, а именно:
– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
– договоры авторского заказа;
– договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
– издательские лицензионные договоры;
– лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе.
То есть, выплаты физическим лицам по гражданско-правовым договорам больше не будут освобождаться от взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом стоит учитывать, что это касается физических лиц – не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан.
– При подготовке документов на гранты и других планов на будущий год нужно рассчитывать эти отчисления уже по новому тарифу? Как правильно подсчитать, сколько придется платить?
Да, изменения вступят с 1 января 2023 года, поэтому рассчитывать отчисления необходимо по новому тарифу. Точный подсчет можно будет сделать только после установления предельной величины базы для исчисления страховых взносов (на 2022 год она установлена в размере 1 565 000 рублей, поэтому можно ориентироваться на нее). Все, что включается в базу для начисления взносов и не превышает предельную величину, необходимо умножить на 7,6%, полученная сумма и должна быть уплачена в СФР по соответствующим реквизитам.
Что касается перечислений, то изменения упростят работу – ведь начиная с 2023 года, страховые взносы будут исчисляться единой суммой, а, значит, для их уплаты потребуется сформировать всего лишь одно платежное поручение вместо трех.
Что касается отчетности, то за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в СФР в прежнем порядке. Это значит, что отчетность за периоды 2022 года должна быть представлена по тем же формам и в те же сроки, которые были установлены законодательством до 2023 года.
Уточненная отчетность за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 года, также подлежит представлению в том же порядке и по тем же формам, которые действовали до конца 2022 года.
За отчетные периоды, начиная с 1 января 2023 года, будет представляться Единая форма сведений, которая должна быть утверждена Пенсионным фондом по согласованию с ФСС РФ до конца 2022 года. Новая форма будет включать информацию, представляемую ранее в указанных выше формах, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, передаваемых сейчас по форме 4-ФСС.
Единая форма, содержащая сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, подлежит представлению в органы СФР по месту регистрации страхователя.
Вероятно, что новая форма будет состоять из отдельных разделов, в которых необходимо будет отражать соответствующие сведения.
При этом сроки представления таких сведений отличаются, поэтому очень интересно, какую форму отчета утвердят законодатели, чтобы учесть все требования, предъявляемые к представлению указанных сведений.
Фактически, в единой форме сведений будет представляться та же информация, что и ныне. При этом форма СЗВ-М, начиная с отчетных периодов 2023 года, окончательно утрачивает силу. Отмечу также, что в отношении некоторых сведений изменились сроки их представления (например, СЗВ-СТАЖ за 2022 год должен быть представлен не позднее 1 марта 2023 года, а за 2023 год аналогичные сведения необходимо уже сдать не позднее 25 января 2024 года). И, несмотря на то, что в законе говорится о «единой» форме сведений, объединять их, видимо, будет только титульный лист, а также и то, что представляться они будут в единый фонд.
Также, начиная с расчетного периода 2023 года, в налоговый орган придется представлять не только расчет по страховым взносам, но и персонифицированные сведения о физических лицах.
– Какую ответственность могут понести НКО за нарушение новых требований?
Что касается ответственности, то, как и ранее, в случае привлечения страхователя к ответственности, ему может быть выставлено требование об уплате финансовых санкций, которое должно быть исполнено в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, при условии, что в этом требовании не указан более продолжительный период времени для уплаты.
При этом с 2023 года если страхователь согласится с решением СФР о привлечении к ответственности, то в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования, штраф можно уплатить с 50% скидкой.
Кроме того, с 1 января 2023 года финансовые санкции не будут применяться к страхователю, если:
1) при обнаружении ошибок СФР – уточненные (исправленные) сведения страхователь представит в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий;
2) при выявлении ошибок самим страхователем – уточненные (исправленные) сведения будут представлены до момента их обнаружения СФР.
– О чем еще важно помнить благотворительным НКО в связи с введением для них единого страхового тарифа 7,6%, что нужно учесть?
Некоммерческим организациям (в том числе благотворительным), имеющим право на применение пониженного тарифа, необходимо соблюдать общие правила применения упрощенной системы налогообложения, а также учитывать, что указанный выше тариф действует в течение 2023 и 2024 годов, далее, по всей видимости, будет изменение, и пока неизвестно, в какую сторону изменится тариф.