Несмотря на возражения родительских организаций, профильных экспертов и НКО, Госдума приняла поправки к закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
«Милосердие.ru» напоминает, о чем идет речь в этом законе, и почему он так возмущает тех, кто имеет прямое отношение к помощи людям с ментальными и психическими проблемами.
- Если поправки примут, из закона исчезнет упоминание о необходимости создания независимой общероссийской службы, которая должна защищать права пациентов психиатрических больниц. Такая служба мога бы заботиться и о правах подопечных психоневрологических интернатов (ПНИ).
Независимая служба защиты прав пациентов психиатрических больниц должна была появиться в России много лет назад – этого требует закон, принятый еще в 1992 году. Но с тех пор политикам, чиновникам, врачам, юристам и правозащитникам так и не удалось прийти к общему пониманию того, как эта служба могла бы работать в федеральном масштабе.
Теперь депутаты, получившие эту проблему в наследство от прошлых поколений своих предшественников, нашли простое решение: раз за 30 лет создать такую службу не смогли, значит это невозможно, не стоит и пробовать – пусть законность в психбольницах и интернатах защищают государственные ведомства, которым положено следить за ее соблюдением, и юристы-добровольцы.
Однако, уже не первый год в Нижегородской области успешно действует региональная независимая правозащитная служба, в столице создана Комиссии по защите прав граждан, проживающих в интернатах г. Москвы. С их помощью получается не только защищать права конкретных граждан, которые до тех пор по каким-то причинам не получили помощи от госструктур. Оказалось возможным и выявлять системные проблемы на уровне регионов.
Значит, такие механизмы можно внедрить и в федеральном масштабе, указывают НКО. Тем не менее, депутаты проголосовали за отмену нормы о федеральной правозащитной службе.
Правозащитные проекты для людей с ментальными и психическими нарушениями можно будет и впредь создавать и успешно использовать в регионах, считает глава Всероссийского общества инвалидов, депутат Думы Михаил Терентьев.
2. Возможно, правозащитники и общественники не смогут посещать и проверять больницы и интернаты без особого разрешения.
Перестанут ли пускать правозащитников и общественных активистов в психбольницы и ПНИ без согласования с руководством учреждений?
Такая норма была в проекте, после возмущения общественности ее убрали. Но правозащитники и общественники должны будут соблюдать правила, которые установят для их работы и посещений Минздрав и Минтруд. Не исключено, что в эти документы внесут то же самое правило о запрете общественных проверок без разрешения главврачей или директоров ПНИ.
3. Вновь поднят вопрос о выписке подопечных из стационаров соцобслуживания (не психиатрических больниц, а интернатов, где живут люди, не способные в полной мере заботиться о себе).
Сейчас такая выписка возможна лишь если врачи подтвердят: гражданин может проживать самостоятельно. И это требование касается в том числе тех жителей интернатов, кто сохранил дееспособность – получается, они содержатся в ПНИ недобровольно.
Теперь в Думе хотят разрешить выписку подопечных интернатов также при условии, что есть те, кто готов о них заботиться после выписки.
Вопрос о выписке более не отдается только на решение руководителя интерната, теперь в решении принимают участие комиссии, создаваемые региональными властями, в которую войдут и медики, и представители соцзащиты и общественных организаций. Комиссия должна будет дать рекомендации о выписке, ее условиях, в том числе о необходимой помощи после выписки.
Но остается вопрос, как выписаться из интерната человеку, о котором некому заботиться, указывают в НКО. По действующим законам инвалид может получать услуги сопровождаемого проживания на дому, а поправки такую возможность не учитывают. Возможно, какие-то уточнения появятся в приказах Минтруда, которые должны будут появиться после принятия нового закона.
4. НКО, общественные организации и эксперты оценивают отрицательно не все, что предлагается в законопроекте. Некоторые предложения могут в той или иной степени улучшить положение людей с нарушениями.
Если закон будет принят, правительство должно будет утвердить порядок, по которому психиатрические больницы будут принимать решения об ограничении прав пациента, устанавливать формы и продолжительность этого ограничения. Раньше ограничения применялись так, как понимают в конкретной больнице, общего порядка не было. Однако, не предусмотрены механизмы защиты прав пациентов при ограничении их прав, указывают эксперты.
В то же время, по новому закону на подопечных интернатов не распространяются нормы об ограничении прав пациентов в психиатрических больницах, такого изменения НКО удалось добиться. Это значит, что, например, бесспорным нарушением прав будет считаться отобрание у жителей ПНИ личных вещей, включая мобильные телефоны, ноутбуки, и ограничение возможности пользоваться ими.
5. Например, нельзя будет произвольно отказывать жителям психоневрологических интернатов в праве на кратковременный отпуск для посещения родных или друзей. Это не значит, что им всегда будут разрешать отлучки, но отказы можно будет обжаловать.
Поправки решают вопрос о временных отлучках подопечных ПНИ – в отпуск, на выходные, чтобы побыть с родителями, членами семьи, другими близкими. Без четких правил инвалидам такие отлучки нередко запрещают, особенно сложно их бывает получить недееспособным. По новому закону для временного выбытия потребуется заявление гражданина, проживающего в интернате, или того, кто готов о нем заботиться. На отказ в отпуске можно будет жаловаться в специальную комиссию – подробнее этот вопрос должны уточнить в приказах Минтруда после принятия закона.
Использованы комментарии юриста Центра лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП) Елены Заблоцкис.