С 1 июля в России начнется поэтапное введение нового порядка установления и продления инвалидности взамен прежнего, установленного после начала эпидемии ковида. Новые правила во многом основаны на опыте работы учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) в период пандемии. О том, что в результате изменится для россиян, рассказал юрист Центра лечебной педагогики (ЦЛП) Павел Кантор.
«Теперь оформление направлений на МСЭ врачи должны делать в электронном виде, при этом направить гражданина для оформления инвалидности может любая медицинская организация, в том числе частная, – поясняет эксперт. – Зато органы пенсионного фонда и социальной защиты населения право направлять гражданина на МСЭ потеряли (впрочем, оно использовалось крайне редко).
Оформление инвалидности и ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации) теперь будет происходить без личного присутствия гражданина, на основании документов.
Более того, документы теперь обезличиваются, и эксперты МСЭ не будут иметь доступа к персональным данным гражданина (его имени, адресу и т. п.). По замыслу авторов правил, это должно сделать процедуру более беспристрастной.
Исключения (то есть проведение МСЭ очно, с присутствием гражданина) возможны, если гражданин сам потребует этого или если эксперты сочтут, что в медицинских данных содержатся противоречия или есть необходимость дополнительных обследований.
Также в очном порядке будут проходить освидетельствования в вышестоящих бюро МСЭ (главном бюро субъекта или Федеральном бюро) при обжаловании решений нижестоящих бюро МСЭ.
Отдельное уточнение – в очном порядке проходят освидетельствования люди с инвалидностью, которые проживают в стационарных организациях (интернатах, домах престарелых). Это связано с тем, что освидетельствование этой категории граждан часто происходит сугубо формально, и они имеют трудности с тем, чтобы донести до врачей свои жалобы и пожелания».
По словам Павла Кантора, по новому порядку МСЭ может проводиться по месту нахождения гражданина, в том числе в больнице, а также в организации социального обслуживания, если приехать в помещение бюро затруднительно.
«В случае обжалования гражданином решения бюро не обязательно ехать в столицу региона или в Москву – освидетельствование вышестоящим бюро может производиться дистационно, с использованием информационно-коммуникационных технологий, – пояснил юрист.
– Гражданин имеет возможность получить протокол и акт медико-социальной экспертизы как в электронном, так и в бумажном виде.
В действующем порядке признания инвалидом есть положение о том, что если медицинская организация отказывается направить гражданина для прохождения МСЭ, то он вправе обратиться для прохождения МСЭ самостоятельно. Из нового порядка это положение пропало. Теперь, если поликлиника или больница отказывается направить человека для оформления инвалидности, он может только обжаловать решение врачей учредителю медицинской организации (то есть, как правило, региональному Минздраву) или в Росздравнадзор».
В целом можно сказать, что новые правила призваны сделать порядок оформления инвалидности в простых, очевидных случаях более быстрым и комфортным для граждан, считает Павел Кантор.
«Теперь в наиболее ясных случаях вся процедура будет происходить без личного участия гражданина, – рассказал он. – С другой стороны, если случай не такой простой – если есть спор, например, о группе инвалидности, о сроке на который оформляется инвалидность, о содержании ИПРА, гражданину будет предоставлена возможность принять личное участие в рассмотрении его дела бюро МСЭ и оспорить решение, если он с ним не согласен.
Некоторые опасения связаны с тем, готовы ли медицинские организации и органы МСЭ по всей стране к переводу документообророта в электронный формат, не повлечет ли это за собой ошибок, проволочек или разглашения персональных данных граждан.
Правила предусматривают постепенный переход к новому порядку, который должен полностью завершиться к началу 2024 г.».