В теракте в «Крокус сити холле» погиб сын нашей коллеги Максим Вербенин, который не смог эвакуироваться из-за отсутствия поблизости пандусов. Во время теракта Максим и его девушка находились у сцены – там специальные места для колясочников. Лестница на сцену была, а пандуса не было. Побежав за кулисы, можно было спастись, но девушка не смогла втащить Максима на коляске по этой лестнице, а пандусы, которые были установлены в зале, находились с той стороны, откуда шли террористы.
Среди погибших – член Паралимпийской сборной России по настольному теннису Екатерина Попова, у которой тоже был билет на специальное место перед сценой. Еще одного инвалида, который с трудом может самостоятельно ходить, незнакомый мужчина вытащил из горящего зала на своих плечах: позже они встретились, и Денис смог поблагодарить своего спасителя Зейпулу.
«Раньше я говорил, что пандусы необходимы для свободы перемещения, для полноценной жизни человека, но после «Крокуса» понял, что ошибался. Пандусы нужны еще и для того, чтобы у каждого был шанс спастись», – говорит общественный деятель Иван Бакаидов, колясочник, живущий с ДЦП.
Иван живет в Санкт-Петербурге. По его словам, в А2 Green Concert и в концертном зале ТЦ «Варшавский экспресс» нет доступной среды для людей с инвалидностью.
«Прийти в эти клубы можно – охранники помогают, заносят коляски, но придут ли они за людьми с инвалидностью в случае опасности? Помню, как я пошел на концерт в Петербурге на стадионе СКК, и нас, людей с инвалидностью, заперли в специальном помещении под потолком огромного стадиона. У сотрудников была такая инструкция. После этого случая было большое разбирательство, людей уволили, что показывает, как важно заявлять о своих правах, – рассказал Бакаидов. – Необходимо относиться с большим уважением к доступности эвакуации, ведь ЧП бывают гораздо чаще, чем вы думаете. Это могут быть пожары, землетрясения, обрушения крыши».
Иван просит всех неравнодушных подписать два обращения, шаблоны которых он подготовил вместе с адвокатским агентством Kaloy.ru. Первое письмо – в концертный зал или другое общественное пространство, которое вы посещаете и подозреваете, что оно опасно, с просьбой обеспечить доступность. Если вам не ответили или ответили, но все осталось по-прежнему – напишите второе письмо, оно уйдет в прокуратуру.
«В России есть законы, которые обязывают владельцев помещений делать их доступными. Нам надо добиться, чтобы они соблюдались. Вы можете сделать важное дело за пятнадцать минут. Поделитесь этой идеей, почтим память Максима Вербенина делом», – призывает Бакаидов.