Минобрнауки предлагает создать официальный список лиц, не имеющих права принимать в семью детей. Об этом говорится в подготовленном министерством законопроекте, опубликованном для общественного обсуждения.
По словам разработчиков, ведение федерального реестра недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав, необходимо, чтобы исключить передачу детей на воспитание в их семьи.
Сейчас такая возможность сохраняется из-за отсутствия единой базы данных и несовершенства межведомственного взаимодействия.
«В рамках анализа практики правоприменения выявлены случаи передачи детей под опеку (попечительство), на усыновление вышеуказанным лицам. Причиной наличия таких случаев является отсутствие порядка взаимного обмена сведениями о таких лицах между компетентными органами», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Предполагается, что новый закон, в частности, обяжет суды сообщать в органы опеки о случаях отмены усыновления, прекращения опеки, лишения родительских прав или восстановления в них.
Опека, в свою очередь, будет вносить эти сведения в реестр, который позволит идентифицировать занесенных в него лиц даже в случае смены ими паспортных данных.
«В 2016 году 33 979 родителей были лишены родительских прав, 8 165 родителей были ограничены в родительских правах, принято 852 решения об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей и об отмене усыновления по вине усыновителя», – отметили в Минобрнауки.
Другое нововведение, предложенное в законопроекте – расширение возможностей использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В Минобрнауки считают необходимым использовать его для ведения единого учета сведений об оказании детям-сиротам и лицам из их числа социальной поддержки. В частности, в банк данных предлагается вносить информацию о предоставлении сиротам жилья, об имуществе, образовании, трудоустройстве и т.д.
По мысли разработчиков, это позволит отслеживать нуждаемость сирот в мерах социальной поддержки и контролировать ее предоставление, в том числе – при смене ребенком места жительства.