Sber Private Banking исследовал благотворительный сектор вместе с консалтинговой компанией Frank RG и Philin Philgood, группой сервисов для профессиональной благотворительности.
Выяснилось, что в 2021 году россияне отдали на благотворительность 360–380 млрд рублей. Эта сумма не учитывает пожертвования в религиозные организации и пополнения фондов целевых капиталов (44 млрд рублей).
Исследование фокусируется на вкладе крупных филантропов в общую систему. В общемировой практике именно крупные филантропы – самые щедрые доноры некоммерческих организаций (НКО). Так, в США до 80% частных пожертвований направляют 20% семей.
В России же, как показало исследование, средства крупных филантропов с капиталом от 1 млн долларов – это лишь 37% всех частных пожертвований. К тому же из всех денег, направленных на благотворительные цели, частные пожертвования составляют только 21%. Большинство (75%) благотворительных средств – корпоративные пожертвования и траты компаний на корпоративную социальную ответственность.
Охотнее всего российские НКО помогают детям (36% средств) и другим социально уязвимым группам населения (16%). На культуру, медицину и образование жертвуют 10%, 9% и 9% соответственно.
Крупные доноры обеспечивают от 20 до 40% сборов российских НКО. И тем не менее НКО не работают с состоятельными филантропами системно: нет четких критериев для их сегментации, принципов и правил работы. Развитие этого направления может существенно увеличить объем собираемых НКО средств.
В то же время исследователи прогнозируют, что в 2022 году объем пожертвований без учета КСО может уменьшиться на 30–40% по сравнению с прошлым годом.
«Российская благотворительность на сегодняшний день – это в первую очередь эмоциональный отклик, готовность помочь тем, кому сегодня это нужнее всего. Мы видим свою задачу как банк в том, чтобы выстраивать системную благотворительность. Это развитие эндаументов, продвижение регулярных пожертвований и другие технологические решения, которые сделают системные пожертвования удобными и доступными для всех и позволят развивать индустрию благотворительности на другом уровне, наращивая объемы и расширяя сферы влияния», – отмечает Евгения Тюрикова, глава Sber Private Banking.