Внесенный в Думу законопроект о едином статусе многодетных и списке федеральных льгот предлагает неприемлемые решения, уверен экономист, эксперт по вопросам антимонопольной и демографической политики Алексей Ульянов. По его словам, принятие подобных мер с большой вероятностью привело бы к ухудшению положения многодетных семей, побудив регионы снизить уровень льгот до федерального минимума.
– Под благим предлогом введения единых льгот предлагается наделить многими из них лишь малоимущие многодетные семьи, где доход ниже прожиточного минимума, – рассказал эксперт Милосердию.ru. – По большому счету, это будут семьи на грани нищеты.
Вдобавок, как знают многие из нас, если какие-то льготы не положены автоматически – необходимо собирать справки, подтверждения, возникают бюрократические проволочки. Преодолеть их удается не всем, у кого есть законное право на получение льгот.
Есть опасения, что для жителей Москвы. Петербурга, Мособласти, ряда других обеспеченных и густонаселенных регионов принятие такого законопроекта стало бы поводом для урезания льгот. Будем надеяться, что его не примут.
Например, в Москве список льгот гораздо шире предложенного федерального. Я, как многодетный родитель, пользуюсь льготой по транспортному налогу. В те же музеи, театры, учреждения культуры мы ходим бесплатно постоянно, а не один день в месяц, как предлагается, и как сейчас установлено в некоторых других регионах.
При этом в Москве, наиболее благополучном регионе, многие льготы для многодетных прописаны, но реально они не востребованы, или востребованы далеко не всеми.
Например, бесплатное посещение бань – когда у каждого дома есть ванна. Или продуктовые пайки, которые выдают многодетным в управах. Есть льготы, распределение которых не прозрачно, как, например, путевки в санатории.
На это списываются огромные бюджетные ресурсы. Я видел официальные данные, где говорилось, что на помощь многодетным в Москве тратится до 30 тысяч рублей на ребенка в месяц. Четверо моих детей вместе должны ежемесячно получать различные блага, льготы и скидки на 120 тысяч рублей. Сколько я ни пытался подсчитать – у меня выходила сумма в разы меньше.
К сожалению, и сейчас просматривается тенденция, даже в Москве, когда какие-то вещи раньше были абсолютно бесплатными для многодетных, теперь за них уже положена лишь 50% скидка, и т.д.
И нужно учитывать, что Россия – страна очень «разная». Москва находится на уровне ведущих европейских стран, а некоторые республики, депрессивные регионы – на уровне стран Африки. Понятно, что если будут единые стандарты – будет уравнивание по минимуму.
Поэтому без масштабных федеральных программ, направленных на помощь многодетным – я против введения единых подходов.
Единый закон о многодетных, о котором говорил Патриарх, нужен – но только когда федеральная власть примет программу с существенным финансированием, увеличивающую помощь.
В противном случае, если будет принята подобная инициатива, не подкрепленная финансированием – Москву спустят до уровня беднейших регионов, а не их поднимут до уровня Москвы.
Конечно, формально законопроект предлагает возможность сохранения региональных льгот.
Но в реальности принятие федеральных норм с большой вероятностью станет поводом для их пересмотра в сторону снижения. Этот тренд мы видим повсеместно. Число регионов-доноров сокращается. Дотационные регионы находятся, по сути, в режиме внешнего управления – а на них еще сбрасывают майские указы, нацпроекты, и т.д. В этих условиях многодетные оказываются одной из самых незащищенных категорий.
При этом надо помнить, что подавляющее большинство депутатских и региональных законодательных инициатив отклоняется.
Большинство принятых законов разработаны и внесены правительством. В этом мы не слишком отличаемся от остального мира: в большинстве стран законы прежде всего готовятся правительством. Будем надеяться, что предложенный сейчас законопроект – просто несогласованная инициатива региона, которая будет отклонена. Постепенное сокращение льгот – это тенденция, но все-таки, будем надеяться, не политическое решение.