Более 79 тысяч человек подписали интернет-петицию с требованием провести общественные слушания по проекту нового порядка медицинской реабилитации детей. По мнению ее авторов, документ нуждается в существенной доработке по ряду параметров. Сложившуюся ситуацию для портала Милосердие.ru прокомментировали во Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).
Накануне проект и возможность внесения в него предложенных заинтересованными сторонами изменений обсуждался на онлайн-совещании с региональными общественными палатами в ОП РФ. Видеозапись совещания доступна на сайте Общественной палаты по ссылке.
«Вчерашнее онлайн-совещание с региональными общественными палатами по проекту порядка детской реабилитации вызвало острую реакцию многих родителей, – рассказала глава совета ВОРДИ Елена Клочко. – Думаю, причина в том, что не оправдались их ожидания. А формат мероприятия не предполагал очного участия представителей родительского и экспертного сообщества. Доработанного варианта проекта пока нет.
Важно понимать, что именно родители нуждающихся в реабилитации детей представляют потребителей этих услуг.
Мы ищем и тратим громадные суммы на реабилитацию наших детей, поэтому вопросы относительно ее будущего государственного устройства жизненно важны для нас.
Было много замечаний по тексту проекта и опасений родителей в связи с возможным изъятием части детей из числа подлежащих медицинской реабилитации по противопоказаниям. Кроме того, оказание реабилитационных услуг планируется сосредоточить в крупных федеральных центрах. Но это не решит проблем доступности медицинской реабилитации – международный опыт говорит о том, что такая доступность должна быть шаговой.
На совещании упоминалось, что 10 млрд рублей планируется направить на создание условий для медицинской реабилитации в детских поликлиниках. Но нам важно, чтобы было понятно – что это будут за условия, как они будут создаваться, насколько реабилитация будет доступна для детей всех категорий?
Отдельно отмечалось, что дети, имеющие ментальные, поведенческие и интеллектуальные нарушения, вообще не упоминаются в этом порядке.
Говорилось, что для них будет разработан психиатрами отдельный документ. Но нужно учесть, что сейчас в России нет такой специальности – детский психиатр, есть лишь должности для них. Специальность упразднена, несмотря на рост количества детей с психиатрическими проблемами. В некоторых регионах детских психиатров нет вообще, в других, к примеру – 0,25 ставки детского психиатра на 10 000 детского населения. Мы не можем понять, как будет формироваться этот отдельный документ, и как он может быть реализован».
«Я убеждена: нам нужен рабочий диалог – не обязательно именно в формате слушаний, но с непременным участием как представителей Минздрава, так и экспертного сообщества, и родительской общественности. Он должен происходить уже не в формате приема замечаний на интернет-ресурсах или сбора отзывов. Нужна большая рабочая группа, в которую вошли бы все заинтересованные стороны, включая родителей, представляющих интересы детей, нуждающихся в реабилитации», – подчеркнула глава совета ВОРДИ.