Работа над проектом «Рейтинг благотворительных организаций РФ» завершена, его планируется запустить не позже 28 сентября. Результат отличается от классического понимания рейтинга, рассказала учредитель и исполнительный директор фонда «Социальный навигатор» Татьяна Задирако.
«Мы называли его не рейтингом, а рэнкингом: речь идет не о сравнении организаций между собой, а об оценке их соответствия нескольким ключевым параметрам. По итогам оценки присваивается одна из категорий – как «звезды Мишлен» ресторанам, только в нашем рэнкинге таких категорий четыре, – пояснила она Милосердию.ru.
– Открытость (присутствие в соцсетях, полнота сведений на официальном сайте и и регулярность их обновления);
– Социальная отчетность (наличие, качество и сроки размещения отчетов о работе организации);
– Финансы (прозрачность информации, отсутствие некорректных сборов, опыт работы с грантами, прохождение аудита и др.)
– Управление и риски (наличие собственных контролирующих структур, защищенных каналов передачи информации на официальном сайте, публикация условий взаимодействия с донорами и партнерами, и др.)
По словам эксперта, фактически было подготовлено два продукта; первый из них – перечень российских организаций, официально зарегистрированных в качестве благотворительных. Их насчитывается более 11 тысяч.
Второй перечень – участники рэнкинга: те организации, которые по своим параметрам «дотянули» до участия в нем. Их менее тысячи – лишь они подходят под критерии, остальные по разным причинам не могли быть рейтингованы, не получив ни одной «звезды».
«Конечно, никто не обяжет благотворительные организации взаимодействовать с нами: они могут просто проигнорировать наш проект и наши оценки», – подчеркнула Татьяна Задирако.
По ее словам, в экспертный совет проекта включены представители наиболее авторитетных участников некоммерческого сектора – НКО, корпоративной благотворительности, фондов местных сообществ. Члены совета активнейшим образом участвовали в формировании положения о рэнкинге, и оценочных категорий, потому что для разработчиков было важно, чтобы критерии проекта отражали консолидированную позицию сектора, а не одного лишь «Социального навигатора».
Созданная теперь платформа предназначена не для привлечения средств, она не фандрайзинговая, пояснила руководитель фонда. Но каждая организация, включенная хотя бы в один из списков, сможет обратиться в фонд и узнать, по каким причинам ее оценили так или иначе. В свою очередь, в «Социальном навигаторе» обязуются в течение 72 часов после такого обращения дать одну бесплатную консультацию по этому вопросу.
«Надеемся, что в результате таких разъяснений число тех, кто сможет получить высокую оценку в следующем году, станет больше», – отметила Татьяна Задирако.
«Благотворительные организации – первая из целевых аудиторий проекта, – пояснила она. – Мы даем им возможность сравнить себя с аналогичными проектами по разным параметрам – по региону работы, объекту приложения усилий, объемам денежных поступлений, и т.д. Это бенчмаркинг, позволяющий организации сопоставить себя со своими конкурентами или партнерами, оценить перспективы новых проектов.
Следующая целевая аудитория – организации-доноры, корпоративные жертвователи. Наш проект совершенно точно пригодится им, чтобы понять, какие благотворительные структуры им лучше выбрать для поддержки, исходя из собственных предпочтений.
Наш проект будет важен и для государства. С его помощью органы власти смогут найти потенциальных партнеров, поставщиков социальных услуг.
Наконец, рэнкинг благотворительных организаций может быть востребован и частными донорами, обычным людьми, которые хотят кому-то помочь. Можно будет найти такие организации в своем городе или регионе, или по конкретному направлению деятельности, получить представление об уровне их работы».