Оставшиеся без жилья на время карантина в Москве получат возможность поселиться в хостелах. Проект, получивший название «Убежище», начал центр «Дом друзей».
Кроме бездомных, получить приют во время эпидемии смогут мигранты, жертвы семейных конфликтов и других обстоятельств, лишивших их крова. Предполагается, что убежище будет предоставлено на 2-3 месяца, пока эпидемиологическая ситуация не улучшится.
Помещения для оставшихся без жилья арендуются на пожертвованные средства, источник которых не называется. Необходима дополнительная поддержка, оказать ее могут все неравнодушные люди.
К 25 апреля уже заселились в хостел первые 55 человек. 26-27 апреля планируется разместить там еще 60 подопечных. Количество участников проекта не планируется ограничивать.
«Проект «Убежище» направлен на размещение людей в хостелах на время эпидемии, – рассказала Милосердию.ru директор «Дома друзей» Лана Журкина. – Всех бездомных, которые смогут предоставить флюорографию, подтвердив отсутствие открытой формы туберкулеза. И пройдут дезобработку, чтобы не занести насекомых. Будут принимать и мужчин, и женщин, их разместят в разных комнатах.
Анализы на COVID-19 будут брать после заселения в хостел. Нет смысла брать его у человека, живущего на улице, и два дня ждать результата – за это время он точно так же может заразиться, поэтому анализ будет не информативен.
Всех, кто заселяется в хостел, принимают соцработник и врач. Смотрят документы, если они есть, осматривают, меряют температуру.
– Как попасть в ваши хостелы тому, кто остался на улице?
– Мы раздаем бездомным номер телефона, по которому можно нам позвонить, и мы объясним, куда подойти. Сообщим его и вам: 8 (991) 227-03-37.
Звонки принимаются без выходных. Желательно звонить с 10 утра до 10 вечера, нашим сотрудникам тоже надо отдыхать, в последние дни мы работаем круглосуточно. Заселение в хосписы происходит с 12 дня до 6 вечера, позже – если мы привозим людей сами.
Если собралась группа нуждающихся в убежище, пять человек, и они не могут дальше куда-то передвигаться, т.к. метро для них недоступно – мы готовы подъехать, забрать их и отвезти на заселение.
– Человек без документов может туда попасть?
– В этом и суть. Мы не можем просто оплачивать проживание в хостелах, для этого нужны документы. Поэтому мы полностью арендуем хостелы, и берем на себя ответственность, чтобы можно было брать людей без документов.
Центр социальной адаптации им. Елизаветы Глинки со своей стороны организует осмотр бездомных врачом, составление краткой справки об их здоровье, будет везти их на дезобработку, на флюорографию, и привозить к нам в хостел.
Мы предоставляем людям питание, выдаем также сухпайки, готовую еду. Делаем все, чтобы они могли нормально пережить этот период. Сейчас многие бездомные не могут даже легально передвигаться по городу – нет паспорта, нельзя получить цифровой пропуск.
– Подопечные смогут покидать хостел?
– Конечно. Они не привязаны, смогут выходить. Люди не привыкли все время находиться в замкнутом пространстве. Но у них будет режим. Никаких ночных гулянок, алкоголя и т.п. Покурить можно выйти на улицу. Если человек работающий, и у него график такой, что он приходит после 11 вечера, об этом ставят в известность администратора. Чтобы просто пойти погулять и вернуться в два часа ночи – такое не приветствуется.
– Проект рассчитан на определенное количество подопечных?
– Пока есть бездомные, мы будем снимать для них хостелы. Возьмем всех, кого сможем поместить, и кто готов туда помещаться. По поводу тех, кто с открытой формой туберкулеза, будем обращаться в Минздрав, чтобы устроить их в тубдиспансеры.
Вообще, только в процессе работы удастся понять, сколько людей пойдет на заселение. Это еще и интересная возможность для нас: оценить, какая часть бездомных готова где-то жить, работать, социализироваться – и сколько среди них убежденных маргиналов.
Многие бездомные пока что боятся к нам идти, ситуация кажется им странной и непонятной, они думают, что где-то есть подвох. Они смогут нормально относиться к проекту, когда пойдет обратная связь от тех, кто уже заселен.
– Если действительно придется закрывать приюты «Ноя» (сообщают, что угроза этого велика), вы готовы принять их подопечных?
– Мы ни в коем случае не разделяем бездомных на «своих» и «чужих». Если человеку нужно проживание – он выполняет наши несложные требования и заселяется. Бездомные ли, мигранты, или те, у кого есть жилье, но они почему-то не могут там жить. Тот, кто нуждается в помощи, приходит и ее получает. Из тех, кто на самом деле не нуждается, придут единицы.
– Бездомные, у которых есть собаки или кошки, смогут получить приют?
– Подумаем над этим. Мы уважаем право каждого человека иметь в том числе свое домашнее животное. У многих живущих на улице есть собаки, ведь это то существо, которое примет своего хозяина в любом положении и виде».
«Это масштабный проект, наверное, подобное реализуется впервые, –
подчеркивает Лана Журкина. – Очень хотелось бы, чтобы на него обратили внимание собственники хостелов. Многие боятся отдавать свои пустующие помещения под размещение бездомных. Хотя именно бездомные и люди с очень низкими зарплатами всегда были основной частью постояльцев хостелов.
Мы всегда говорим: это такие же люди.
И с ними могут быть ровно те же проблемы, что и с обычными работягами. К ним будут относиться те же правила, что и к обычным постояльцам. Но собственники боятся, что-то ждут, даже когда решение уже принято – страшно затягивают заключение договора, это может занимать неделю.
Если у кого-то есть пустующие помещения – пусть обращаются к нам. Конечно, мы не можем обеспечить собственнику прибыль по обычным рыночным ценам, сейчас этот рынок рухнул, и речь идет все же о благотворительном проекте. Но мы готовы компенсировать затраты по содержанию хостела. Готовы обсуждать условия, и делать это быстро.
Тех, у кого есть возможность, мы просим передавать нам постельное белье, полотенца, резиновые шлепки для мужчин.
Приветствуется любая помощь.
Если есть возможность сварить для наших подопечных даже кастрюлю супа – вы можете привезти ее и покормить их, в хостеле, а не на улице, где это сейчас опасно.
Можете приехать и приготовить что-то на месте. Мы уже завезли туда овощи – картошку, морковку, лук; какие-то крупы – все, чтобы люди и сами могли готовить. Но в любом случае помощь и участие не помешают.
Очень хорошо, если у кого-то будет возможность как-то трудоустроить наших подопечных.
Когда человек живет, ест и спит на улице – ему не до работы. Он не отдыхает, не может выглядеть презентабельно. А теперь у людей появится возможность передохнуть, и они вполне смогут выходить на посильную работу – грузчиками, уборщиками, может и кем-то еще, в зависимости от навыков».